2015 год. (Приполярный Урал).

р.Погурей - р.Кокпела - р.Войкар.


Дневник похода.


Состав участников взрослой группы, распределение по байдаркам, и цифрами - порядок дежурств:
1. Серый, Людмила - "Таймень-3"
2. Марина, 2 собаки - "Таймень-2"
3. Таня, Миша - "Таймень-3"
4. Жорж, Надя - "Нерис-3"
Итого, 4 байдарок, 7 человек, 2 собаки.


Карта Погурея. q41-065-068+077-080

Погурей.




25 июля 2015 года. Суббота. 1 день. 1 день дороги. Поезд Москва – Лабытнанги No 22, отправление хх:хх.

При посадке выяснилось, что собак категорически нельзя возить в "вагонах с питанием" (о чем невозможно было узнать заранее при покупке билетов). "Без питания" в поезде всего один вагон, а в нем всего два свободных места. Начальник поезда предложил оформить собак на пассажиров из правильного вагона, но в кассе это делать отказались. В итоге пришлось ПОКУПАТЬ еще два билета на людей, и два на собак. Все было ужасно нервно. В итоге мы поменялись местами с новыми соседями по купе и они отправились в вагон с едой, и мы поехали относительно легально.


26 июля 2015 года. Воскресенье. 2 день. 2 день дороги.

На станции Коноша уже продают ведрами чернику и морошку.


Паровоз. Поезд. Поезд.



27 июля 2015 года. Понедельник. 3 день. 3 день дороги. Поезд - аэродром в Инте.


Поезд. Поезд.



28 июля 2015 года. Вторник. 4 день. 4 день дороги. Аэродром в Инте.


Аэродром в Инте. Аэродром в Инте.


С утра все занимались кто-чем. Дети с родителями ходили в краеведческий музей смотреть "бивень мамонта", Марина перманентно гуляла с собаками, Миша спал. К часу все собрались и вышли к автобусу. Погода пасмурная и надежды улететь мало. В аэропорту все расселись по скамейкам, неспешно пили напитки из автомата. Потом прилетел начальник лётного отряда (тот же, что забрасывал нас в 2013 году) и началась суета. Быстро-быстро взвешивали багаж, быстро-быстро грузились... Взлетели в 15:45. До гор долетели быстро и попали в облако. Вертолёт поднялся выше облаков и летел куда-то долго-долго. Облака закончились над Каровым массивом (на подлёте горы торчали из облаков и мы пролетели как раз над ледником, на который впоследствии ходили пешком. Летчики явно не очень представляли, где находятся, и полетели дальше на восток, так что вскоре начался лес и вдали завиднелся Войкар и Варчато. Предложение пилотов высадить там было отвергнуто, и нас повезли обратно вверх по Кокпеле, потом уже под облаками поднялись по долине Погурея и прилетели с точностью в 200 метров на намеченную точку.


Вертолёт. Ледник. Остров. Вертолёт. Вертолёт.


Быстро-быстро выгрузились под вращающимся винтом, вертолёт взмыл вверх и исчез в облаках, которые довольно активно спускались на нас. Место для лагеря нашли чуть выше. Оно очень локально. Кирилл нашел для своей команды другую полянку, и произошло разделение. Разобрались, поставили лагерь, поели, отметив удачное приземление. Часы перевели на три часа вперед и разбрелись по палаткам.


29 июля 2015 года. Среда. 5 день. 1 день волока.

Утром встали поздно. Облачно, чуть моросит, т. 8-10oС. Серый с утра умудрился разбить свой "электрический фен" - квадрокоптер, который врезался в гору и потерпел катастрофу*).


квадрокоптер. грибы.


В первой половине дня ходили друг другу в гости. Особенно переживали разделение Марина, как главная сука стаи, которой всё время хотелось собрать всех вместе, и Матвей.

По склонам много грибов подосиновых, и голубики. Весь день слонялись, делая мелкие хозяйственные дела. К середине дня погода явно улучшилась, открылись красоты. А в ~ 6 часов часть народа (Кирилл, Паша, Лёша, Аня, а также Миша и Таня) пошли на волок искать путь. Обещанной дороги у реки нет, но она появляется выше холмов. Разведчики вернулись в половине одиннадцатого.

Дорога начинается сразу за ручьём и идет до самой Кокпелы. Сначала очень крутой подъем на перевал, затем долгий путь вдоль ручейка по красивой зелёной долине. Последние пара километров - довольно противное комариное болотце. Дорога туда и обратно заняла 6 часов.

На ужин были жареные грибы. Серый и Жорж спорили о глобальном потеплении (Серый утверждал, что в лесу в районе нашего лагеря почти нет деревьев старше 20-30 лет; не обозначен лес в этом месте и на карте. Жорж искал упавшие стволы).


30 июля 2015 года. Четверг. 6 день. 2 день волока.

Утро ясное. После завтрака стали собираться на волок. Решили идти отдельно от кирилловской группы, так как сильно отличаемся темпом и ритмом хода. Пошли все, кроме Людмилы и Марины. Основная часть Кирилловской группы решила идти после обеда. С нам пошел только Матвей.

Вернулись где-то к часам к шести. Обед был готов. Ужин решили делать лёгкий: колбаса, хлеб, и маринованные грибы. С волока принесли ещё пару мешков грибов, так что пятилитровую банку засолили потом опять практически полностью.

К нам приходили Миша (мал.), Матвей и Маша. С волока она немного заблудилась и дорога её вывела практически к нашему лагерю. Вечером была полная луна, говорили.


31 июля 2015 года. Пятница. 7 день. 1 день сплава. "День рождения Андреича"

Утро началось неспешно. Ветер переменился на восточный и Жорж предсказал ухудшение погоды. Но пока ясно. Серый реанимировал свой квадрокоптер, но запускать стал только на веревочке. Первую половину дня собирали байдарки. Гнус свирепствует.

После обеда продолжали собираться. Помахали платочкам Кирилловской группе, уходящей всем составом. Теперь увидимся только у Идола. Договорились о связи в 9 вечера по их, и в 10 по нашему времени.


волок. волок.


Собирались тяжело и медленно: болото, гнус, и общая усталость. Выплыли (это громко сказано), вернее пустились вниз по реке, поздно. Идти по береге невозможно, по воде медленно. Байдарки чаще всего надо вести на веревочке. В первом же месте, где можно плыть, образовался порожек и наискосок отбойная волна от берегового камня. Там и опрокинуло Марину.


сплав. сплав.


После этого дальше вести байдарку стала Таня. Пройдя полтора километра, остановились на высоком берегу с ягелем и мелкой лиственницей, не дойдя 600 м до разбиения реки на два рукава. Место отличное, виды тоже. Рядом проходит олений путь - ворга. Погода, как и предвещал Жорж, ухудшилась. Завтра активная часть группы собирается в гору. Выпили за день рождения Андреича - праздник туристов-водников. К ночи пошел дождь. Связи с другой группой в этот день не было, поскольку и не планировалось.


1 августа 2015 года. Суббота. 8 день. Дневка.

Всю ночь и утро шел дождь. Горы закрыты облаками. После завтрака все разбрелись спать дальше, так как идти в гору явно невозможно. К обеду дождь прекратился, но плыть решили не плыть, а завтра снова попытать счастья пойти на Каровый массив.


сплав. сплав.


Погода разъяснелась, пролетел высоко в небе серебристый самолёт. Долго обсуждали, куда он летит. Серый и Жорж пошли на добычу: чайки летают, значит, и рыба должна быть (а чайки думали: раз есть рыбаки, значит, есть и рыба). Но нет, нет рыбы. Есть, правда, грибы.

Вечером пытались связаться с Кириллом, но связи не было совсем. Как потом выяснилось, они в этот день на связь и не выходили вовсе, так как до половины двенадцатого заканчивали волок.


2 августа 2015 года. Воскресенье. 9 день. Дневка. Праздник хантов "Конец середины лета"

Утро ясное, ветерок. Но хотя завтрак в 9:00, все тянутся. Выход в гору произошел только в 11:30. Внизу остались только старые тётки и собаки. Связь каждый час, но после того как народ зашел за гребень, связь прервалась на три часа. Ужас, ужас - закончились все взятые с собой три книжки (Марина).


в гору. в гору.


Примерно за 40 минут дошли до подножия рыжего осыпного языка. Дальше, примерно полтора часа, достаточно крутого (иногда приходилось помогать себе руками) подъёма по крупнокаменистой осыпи. После этого (на высоте 650-700 м) подъём постепенно выполащивается и выводит на перевал, с которого открывается каменистая пустыня Карового массива. Слева по ходу открылась гора "1090.6", но вершина её при нашем приближении закрылась облаком, и мы решили туда не идти, хотя Жорж и очень сожалел. Пошли в сторону ледника, который видно почти с перевала.

Серый пошел правее, к подножию ледника, остальные к его верховью, где остановились на останцах и перекусили. Серый с полчаса ходил отдельно под ледником, спуститься на его поверхность не смог (очень круто, огромные камни, готовые в любой момент сорваться вниз), но подтвердил, что ледник - действительно ледник: в трещинах виден голубой лёд.


ледник. ледник.


Перекусили и отправились назад. Наверху погода совершенно другая: очень холодно (5-10oС), дует сильный северный ветер и над самой головой проносятся облака. Но виды самые впечатляющие на подъеме/спуске: со склона видно долины Погурея, Кокпелы (кое-где даже видно зеркало воды) и Тумбаловы, и многоярусные уходящие в даль горы, покрытые снежниками. На спуске все сильно устали и пришли в лагерь "трупиками". Всего ходили семь часов, поднялись на 650-700 м. Вечером довольно приличная связь с Кирилловской группой.


3 августа 2015 года. Понедельник. 10 день. 2 день сплава.

Утром дождь и облака совсем не структурируются. Жорж завтрак приготовил на плитке. Костер залит. Остались пережидать дождь. К обеду чуть улучшилась погода. По крайней мере дождь перестал.

После обеда собрались и выплыли, наконец. Матросы по берегу. Маринину байдарку вела Таня. Берег ужасный: у воды ивы, выше небольшие гривки, а между ними болотины с кочками и ручьями разной степени глубины и быстроты. Пешие сильно отставали от байдарок.


характер реки. характер реки.


О характере реки:

По сравнению с состоянием двухдневной давности вода заметно поднялась. Почти всюду можно плыть, но встречаются достаточно мощные пороги с заметными стояками и необходимостью лавировать между камнями и уворачиваться от нависающих с берега деревьев. Прошли около 3.5 км, остановились в середине большого острова.

Идти нужно по левой протоке, вдоль левого коренного берега. Эта протока содержит процентов 80 воды: мы это увидели ещё накануне с горы, а также после просмотра видео, снятого с вертолёта.

В долине Погурея из-за Карового массива очень специфический микроклимат: долина заэкранирована от северных ветров и в ней явно намного теплее. Непривычно видеть такую полноценную елово-берёзово-лиственничную тайгу так высоко в горах. Да и завалы, и нависающие деревья - непривычное препятствие на таких маленьких горных речках.


у комля. палатка Жоржа.


На ночь остановились на каменистой косе - острове у большого комля, под которым развели костёр. Опять помог "Горыныч", так как все дрова мокрые и их надо носить с берега через проточку. На гальке стоять хорошо, особенно если сделать отсыпку из песка (но-хау Жоржа). Под палатку надо насыпать четыре ведра песка. У комля - камин, все сушатся. К ночи вода стала подниматься и Жорж оказался на отдельном острове. Подготовясь к эвакуации, они легли спать и поставили будильник для того, чтобы бдить за уровнем воды. К двум часам ночи вода стала спадать.

Связь с группой Кирилла в этот раз не получилась.


4 августа 2015 года. Вторник. 11 день. 3 день сплава.

Утром дождь. Комель не прогорел, в отличие от всех дров, подложенных под него. Опять слава "Горынычу".

Поплыли все вместе, слегка перегруппировавшись: Миша, Марина, собаки на трёхместном таймене, Таня - на двухместном. Воды много, быстрины. Главное препятствие: прижимы под кусты и нависающие с берега деревья. Встречаются опасные завалы деревьев у берега, под которые тянет сильная струя.


утром. Сплав.


В одном из таких мест Таню занесло между бревном и берегом. При попытке вывести лодку вверх по течению она уплыла, а Таня искупалась и даже достаточно неприятно проплыла под упавшим деревом. Лодка спокойно поплыла вниз по струе, нигде не задерживаясь, и скрылась за поворотом.


 Перед завалом. Таня искупалась.


Жорж и Миша бросились вдогонку на Жоржовой байдарке и поймали её через пару поворотов. Матросы попытались идти по берегу. На пути оказался поток такой быстроты и глубины, что Бези не захотела его переплывать. Пришлось переносить её на руках. А в это время Нанда попала под завал и с визгом всё же выбралась из-под него. Потом и её с трудом перетащили на другой берег. Идти вдоль реки практически невозможно. Длительные манёвры с целью перевести всех на другой берег. Наконец все воссоединились, и немедленно остановились на обед. Обед был на гальке среди поваленных и смытых деревьев.

О характере реки:

Обедали в точке, где на карте сходятся длинные протоки (правая - глубокая, очень узкая и быстрая, с нависающими кустами - выходила практически напротив места обеда. Сразу за этой точкой река выходит из под прикрытия Карового массива и характер растительности по берегам резко меняется: буквально на притяжении 0.5 км ели и берёзы по берегу исчезают и глухая тайга сменяется лиственничным редколесьем. Соответственно, меняется характер препятствий на реке: вместо завалов и поваленных деревьев разбои из узких, быстрых, извилистых проток, где мелко, а каменистые перекаты сменяются сильными струями под нависающими ивовыми кустами.

После обеда опять начался дождь, порой очень сильный и холодный. Пошли разливы. В какой-то момент группа разделилась. Серый и Таня отстали. Плохо, что не договорились о связи по рации. Оказалось, что у Тани свело руку, и она не может грести. Миша ходил туда-сюда и возил своих тёток по очереди. Довольно быстро нашли место на взгорке в лесу и остановились на ночь.


Место стоянки. Место стоянки.


После обеда прошли около 2.5 км и остановились примерно в километре не доходя до сужения гор. Дождь прекратился. Впереди видно, где вход в так называемый каньон. Вечером, наконец, ветер начал раздувать облака и красоты на небе длились весь вечер. Решили читать вслух "Бориса Годунова" Пушкина. Первое действие, и долгая историческая справка о том времени в исполнении Жоржа и Миши.


5 августа 2015 года. Среда. 12 день. 4 день сплава.

Утром, наконец-то, погода хорошая: ясно, ветер.

Выплыли. Таммы снова перегруппировались. До выхода из гор всё спокойно, а там длинная быстрая шивера. Где-то в середине Марина села на камни. Пока туда-сюда ворочала байдарку невесть как уплыло весло. Пришёл Миша с запасным веслом и они с Бэзькой сплавились ниже, а Марина с Нандой по скалам докарабкались до следующего улова. Опять перегруппировались: Миша с собаками, Марина с Таней. Все прошли. Обед. Впереди остров. Серый пошел просмотреть, что дальше: за островом лесок, а затем голая тундра. По берегам много голубики, а в лесу - грибов.


Место уплыло весло. уплыло весло.


О характере реки:

Весь участок на выходе из гор, длиной полтора-два километра, представляет собой одну мощную шиверу с крупными камнями с несколькими выраженными сливами, за которыми короткие микроплёсы. Много скал по берегам. Проходить шиверу можно без просмотра, так как просматривать сложно из-за характера берегов, да и оптимальная линия движения в нагромождении камней с воды просматривается лучше, чем с берега. Но местами было достаточно спортивно. После места нашего обеда длинный (около километра) остров, идти надо по левой протоке, в которой последняя мощная шивера. В тундровой части - приятная река с множеством островов и мелкокаменистыми перекатами.


Шивера до обеда. Шивера до обеда.


После обеда Таня проплыла по правой мелкой протоке, иногда проводя байдарку, а остальные - по левой. После острова, по тундре, поплыли обычным порядком. Среди голого пространства возвышается холм с большими камнями и лиственницами. Там и остановились, так как до выхода в Кокпелу осталось не больше семи километров.


Шивера в левой протоке. Река после острова.


Ветра нет, мошка. Перейдя узкое болотце все поставили палатки на пологом склоне. Кругом голое поле и изумительная панорама гор. Видны ущелья, где текут Кокпела, Тумбалова и дальше. Холм тоже удивительный, с большими плоскими камнями. Много маслят, с другой стороны - травы, дикий лук, цветущая княженика, и всюду море голубики. Вечером над холмом была радуга.


Напротив места стоянки. Напротив места стоянки.


Вечером Жорж объявил, что они завтра отрываются. Поделили продукты и газ. Завели последнюю Лимонеллу. Жорж с Мишей сидели часов до трёх. Связь вечером была очень плохая, несмотря на то, что Миша залезал на лиственницу. Но из обрывков фраз мы поняли, что у Кирилла всё в порядке, троллейбус и скалы они прошли, и завтра у них тоже днёвка.


6 августа 2015 года. Четверг. 13 день. Дневка.

Утром поднялся ветер, так что запуск Серовского квадрокоптера пришлось прекратить. А место для этого прекрасное! После завтрака Жорж неспешно собрался и они отплыли. Все махали платочками. Серый, наконец, поймал единственного хариуса, так что в обед была копчёная рыба. Ветер крепчает. На ужин завели тесто для оладьев, подходить поставили в палатку. Постоянно приходилось поддерживать костёр, благо вокруг много нанесённых половодьем дров. Но ветер всё выдувает мигом. Ближе к 10 вечера при небольшом затишье Миша пек оладьи на горелке. Но ужин получился быстрым: всё моментально стынет, а ветер выдувает душу.


дневка. дневка.


Ночью ураган свирепствовал. Серовскую палатку положило. Связь была опять не ахти. Услышали ясно только бодрый голос Кирилла: "Завтра встречаемся у Идола".


7 августа 2015 года. Пятница. 14 день. 5 день сплава.

Утро; ветер свирепствует. Костёр зажегся благодаря мальку Горыныча (змеёнышу Горыныча). Но еду выдувает из мисок. Быстро-быстро собрались и поплыли. На воде ветер не так силён. Река не так уж проста. Встречаются шиверы и перекаты. После устья Погурейсоима опять Марина села на камень, опять Миша пришёл и сплавился с собаками. А вот выйти с середины реки было достаточно трудно: вверх до притока, и через приток. Дальше опять Миша с собаками, Марина с Таней. В устье притока стоял мальчик и ловил рыбу, у него было аж семь штук хариусов.


Погурей. Место обеда.


Пока обдали, мимо прошли человека четыре (тоже с рыбой). Это конкуренты Кирилловской группы, которые приехали в верховье Кокпелы на вездеходе. На вопрос, видели ли они наших, ответили: "Вчера в обед проплыли мужик с молодой девушкой". Не сразу поняли, что это про Жоржа с Надей. Теперь ясно, что у них всё в порядке.

После обеда Серый остался ловить рыбу. Остальные поплыли до Идола. Где-то метров 600 до слияния с Кокпелой у кирилловских конкурентов лагерь. Каты с моторами, палатка-баня, и ещё какое-то сооружение из полиэтилена. На выходе в Кокпелу остров с двумя довольно мелкими рукавами. Кокпела быстрая и большая. Без приключений выплыли до слияния с Лагортой. На берегу, на стрелке, как всегда, чей-то лагерь. Наш остров свободен. Пристали в правой протоке.

Как здесь всё изменилось за два года! Всё засыпано песчаными барханами! Забились в лес от ветра. Приплыл Серый и сказал, что говорил с Кириллом: они будут через час. Потом Миша договорился с Кириллом, что будет готовить на всех.


Встреча. Встреча.


Все приплыли, всё хорошо, дети не отходят от собак. Так как они плыли без обеда, быстренько сворили суп и чай, а у них были отличные жареные грибы. Наши маринованные тоже имели успех. Вечерний горох тоже удачен. Рыбалка не удалась, зато запускали квадрокоптер: Матвей лихо научился им управлять. Потом долго изучал инструкцию и обсуждал с Серым технические характеристики этого летательного аппарата. Вечером опять был Годунов.


Дрон. Дрон.


О характере реки:

В начале сплава сегодня характер Погурея такой же, как накануне: резкие повороты и мелкокаменистые перекаты. Последние два километра перед впадением на Погурее, и примерно один километр на Кокпеле - снова шиверы с крупными камнями, но особой мощи в них нет, хотя бывает довольно сложно находить оптимальную траекторию движения, а протаскиваться по крупным камням достаточно неприятно. Перед самым впадением в Кокпелу Погурей разбивается на три (или больше) мелкие протоки в ивняках. Шли по левой, вдоль белых скал. Сразу за её впадением на Кокпеле мини-порожек (в нашу высокую воду) с достаточно высокими стояками. Оттуда полчаса по прекрасной широкой быстрой реке, и мы у Идола.

8 августа 2015 года. Суббота. 15 день. Совместная дневка.

Погода, наконец, отличная: солнце, ветер. Солнечные батареи Серого работают вовсю. Матвей - классный пилот, квадрокоптер его отлично слушается. Кроме обычных днёвочных дел и совместных ля-ля, Миша с Таней вечером сходили на горку. Решили, что кирилловская группа плывёт с нами, но параллельно своим темпом. Ночевки вместе.


Миша. Дрон. марина.


Совместный ужин состоял из пирожков с мясом и с брынзой, оладьев с изюмом. Работали все, и количество таково, что осталось на завтра. Вечером Годунов.


9 августа 2015 года. Воскресенье. 16 день. 6 день сплава. .

Встали в обычном режиме: завтрак 9:10. Собрались. У параллельных и время меньше, и тянутся дольше. Договорились о связи и выплыли около 12 часов. Река быстрая, погода отличная. "Черные скалы" перед впадением Варчатовиса в общем-то просты: они практически полностью залиты водой. Кайф! На реке теперь уже много конкурентов. Заготовители с Лагорты идут на Варчато, пара из Питера на надувнушке спешит вниз: у них поезд раньше нас. И моторки туда-сюда. В устье Варчатовиса дачки, но мы туда не заходили. За Лосиным островом в перекате Серый поймал рыбу. На морошковом болоте морошка почти сошла, но много другой ягоды и грибов.

Обедали рядом с островом в 500 метрах ниже Морошкового болота. Связи не было, только к концу обеда удалось сообщить про болото. Дальше плыли и плыли до Пархалогрома и остановились на острове. Места воздушные, обширные, но и здесь, видимо, был сильный паводок: много песчаных кочек.


Остров. Костер. О куни.


К приходу Кирилловской группы сварили общую уху. По рации слушали, как они всё время переговариваются между собой: "Паша видит наших. Паша видит наших. Как слышите? Приём...". Уха удалась, больше есть не хотелось, рис остался на утро (Почему-то в этом походе все едят очень мало!). Кирилл наловил море окуней. Коптили.


10 августа 2015 года. Понедельник. 17 день. 7 день сплава.

Порядок следования тот же. Время и общий антураж тот же. За полтора часа доплыли до Щучьего острова. На нём опять тот же питерец. Их забирают сегодня прямо отсюда. Обсудили цены и поплыли дальше. Обедали в три на острове. Мнение о том, что после Щучьего нет мест для ночевок - ерунда: ешё километров пять, если плыть левым берегом, много хороших для стоянки островов.


Утро. Войкар.


Поплыли дальше и тут поднялся ветер, как водится, в морду. Течение реки кончилось, и плылось медленно и трудно. Всё время подплывают на моторках местные, договориться о доставке в Мужи. Пока всех посылали до вечера. Вода огромная. Весь пляж, где мы стояли в 2013 году, залит по самые ивы, в воде берёзы, берег затоплен. Около часу плыли вдоль берега, искали хоть какое-то место. Людмила увидела горку и небольшой причал. На берегу мох, березка, ровных мест мало, и тучи гнуса. Остановились. Связь с другой группой прорезалась не сразу: они ещё далеко. На вопрос, что им приготовить, ответили: "Кан кипятка". Сварили ужин и приготовили ведро кипятка. Приплыли они, когда солнце уже садилось. Беготня, дети... С местными договорились о вывозе до Мужей на моторках по 2.5 тыр с человека.


Вечер. Ужин.



11 августа 2015 года. Вторник. 18 день. 8 день сплава.


Поиски подарка. Рации. У костра.


Утром неспешно собирались: Таммы складывани вещи и байдарки - в три часа за ними приплывает моторка до Мужей; Серый с Людмилой, вместе с Кирилловской группой - на Лиственничный мыс. Кедровый мыс, по словам местных, совсем затоплен, и останавливаться там негде. Они также сказали нам, что выше, на холме, родовое кладбище хантов. Оно метрах в 300 от лагеря, к нему ведёт прямая набитая тропа, напоминающая воргу, которая начинается от берега, метрах в 100 от нашего лагеря. Серый и Маша с детьми ходили смотреть. Впечатляет. Захоронения в виде домиков, по форме напоминающих гроб, метра два в ширину, и три - в длину. Стоят они на подложенных снизу брёвнах, сверху покрыты дёрном и мхом, на некоторых сверху стоят перевёрнутые сломанные нарты или другие изделия из дерева. На недавних захоронениях сверху - цветы, а на приступочке стоят пустые бутылки и кружки. Спереди у каждого домика сделано окошечко, закрытое дощечкой с гвоздём: когда приходят родственники, его открывают, чтобы умерший мог пообщаться с ними и посмотреть на "средний" мир. Судя по совсем старым захоронениям, в которых мох и дёрн уже обвалились вниз, умерших при погребении заворачивали в бересту (Про обычаи хантов и их верования можно прочитать в прекрасной книге Кулемзина и Лукиной).


На Войкарском Соре. Тамм Моторка. Дождь.



12 августа 2015 года. Среда. 19 день. Дневка.


Лиственничный мыс. Лиственничный мыс.


Лиственничный мыс.

Лиственничный мыс


13 августа 2015 года. Четверг. 20 день. 5 день дороги. Моторки.


Кедровый мыс. Дрон - Лиственничный мыс. Лиственничный мыс.



14 августа 2015 года. Пятница. 21 день. 6 день дороги. Метеор.


Музей в Мужах. Вокзал.



15 августа 2015 года. Суббота. 22 день. 7 день дороги. Поезд.


Поезд. Поезд. Поезд.



16 августа 2015 года. Воскресенье. 23 день. 8 день дороги. Поезд.


17 августа 2015 года. Понедельник. 24 день. 9 день дороги. Москва.

В Москву поезд прибыл в 4:хх утра.







Примечания:

*) Первое испытание квадрокоптера c пилотированием Серым привело к катастрофе с частичным разрушением летательного аппарата. Последующий разбор полёта, с внимательным чтением инструкции, позволил реконструировать произошедшие события:
На полянке, окруженной мокрыми лиственницами, дрон не смог позиционировать все спутники, коих нужно ему аж восемь (для определения не только широты-долготы, но и высоты полёта). Кроме того, не был откалиброван компас. Поэтому, после взлета, он начал быстро двигаться в сторону деревьев. Попытка избежать столкновения привела к тому, что он взмыл метров на 100 вверх и, подхваченный ветром, стал стремительно удаляться в сторону горы, потеряв, вероятно, и связь с пультом.
Через некоторое время он был обнаружен метрах в 400 от лагеря, в камнях на склоне, недовольно жужжащим, с перегревшимися моторами. Три пропеллера были разбиты, корпус немного помят, подвес камеры вырвало с мясом и сильно покорежило. Сама камера отлетела метров на пять, аккумулятор из неё вылетел, поэтому запись полёта и катастрофы не были задокументированы.

Второй запуск, с запасными пропеллерами, уже без камеры, с аппаратом, привязанным на веревочке, чуть не привёл к потерям в личном составе (Марина).

Потом, после ремонта дрона и подвеса с использованием супермомента, силиконового герметика и резиновых жгутов, пилотирование взял на себя Матвей, и всё получилось. Вот запуск квадрокоптера на слияние Кокпелы и Лагорты - это начало Войкара, где Идол на стрелке. Видео только сильно посжато, и мелькание надо бы убрать (Мелькание вызвано тем, что один из моторов подвеса был поврежден, и устойчивая картинка была только в крайних положениях камеры):



Квадрокоптер DJI Phantom 2 c подвесом Zenmuse H4-3D для камеры GoPro 4.
Для полной зарядки аккумулятора (на 15 минут полёта) от солнечной батареи (Гибкая солнечная батарея SunCharger 12Вт SC-12/12 (12В, 1.0 А рабочих)) через "Вампирчик-Цифра" требовался один полный день при идеальном солнце.



o

Последняя модификация 07.10.2015

На главную страницу