2013 год. Приполярный Урал.

р.Кокпела - р.Войкар.

(Повторение маршрута 1996 года в детском варианте, но без детей.)


Дневник похода.

За день до отправления у гитариста нашего зубы заболели.
Вместо 14-ти нас стало 10, в том числе минус два ребенка...


Состав участников, распределение по байдаркам, и цифрами - порядок дежурств:
1. Марина, 2 собаки - "Таймень-2"
1. Серый - "Таймень-3"
2. Таня, Миша - "Таймень-3"
3. Даша, Тимур - "Таймень-2"
4. Оля, Олег - "Щука-3"
0. Катя, Серж - "Салют-2"
Итого, 6 байдарок, 10 человек, 2 собаки.

27 июля 2013 года. Суббота. 1 день. 1 день дороги. Поезд 42В Москва-Воркута, отправление 21:50.

Приключения начинаются. Байдарка Даши и Тимура погружается в последние секунды до отправления поезда: её по ошибке отнесли к третьему вагону, вместо одиннадцатого. Угрюмые работники вагона-ресторана на ночь перекрывают переход из одного конца поезда в другой. Вследствии чего наши юные гуманитарные путешественники Тимур и Дарья проводят ночь на верхней полке валетом в 11-м вагоне...

Погрузка была нервной, так как все разбросаны по всему составу, да и не все соучастники идентифицируются сразу. С утра ходили по поезду знакомиться.


 Питерская команда.

28 июля 2013 года. Воскресенье. 2 день. 2 день дороги.

Лирическо-гуманитарное отступление: "Картошка на рельсах". На станции Котлас-Узловой деревенский мужичок обречённо высыпает непроданное ведро картошки под колёса поезда. Зеваки пожимают плечами. Мужичок уходит. Крупная молодая картошка рассыпана по шпалам...


.


29 июля 2013 года. Понедельник. 3 день. 3 день дороги. Ожидание лётной погоды.

В Инту приехали вовремя, высадились оперативно, быстро собрались в две кучки. Геннадий Коковкин нашел нас сразу по собакам. Автобус нас уже ждал - отличный сервис! Но на этом удача пока кончилась. Облачность низкая и вертолёты не летают. Скопилась очередь из местных жителей, из биологов, и из ещё одних туристов на Сыню. Сидим на вокзале. Даша и Тимур пересыпают продукты в бутылки. Ольга ищет место для возможной ночёвки. Остальные шляются из угла в угол. В 16 часов сказали, что вылета сегодня не будет и надо идти ночевать к речке.

Наперегонки с конкурентами дошли и стали. У самой воды развели костёр. Периодически сообщаем в Москву о наших делах. Разъяснилось, но потом опять загромыхало. Ночью пошел дождь.


  .



30 июля 2013 года. Вторник. 4 день. Вертолёт.

С утра Оля с Олегом сходили в аэропорт и принесли обнадёживающую весть, что нас отправят, так как Кокпельский перевал низкий, но отправят не раньше двух часов дня. Ждём звонка. Ура! Велели приходить. Быстро собрались, пришли, оформили документы. Потом долгое ожидание.

Народная примета: Чтобы вылететь из Инты на вертолёте, надо взять с собой три десятка яиц, и подвязать их верёвочкой...


 .  .


После нескольких часов спячки в аэропорту, вылетели, вопреки ожиданиям. Взвесились (общий вес груза, включая двух собак, - 501 кг), погрузились без происшествий. Летим ниже облаков. Внизу видны лиственные деревья в вперемешку с елями, потом одни хвойные. Скоро появился лабиринт рек. Потом облака застилают поле зрения на данный отрезок полёта, гор не видно совсем. Но над Азией чистое небо!

Приземлились (летели 41 минуту с момента включения двигателей), выгрузили вещи и вертолёт, не заглушавший двигателей, сразу улетел. Приземлились в сказочную долину, вдоль которой горная речка, черничные поля и зелёные склоны как в Лапландии.

Погода в Азии как всегда лучше, но очень мнего гнуса.


 .   .



31 июля 2012 года. Среда. 5 день. Дневка. День рождения Андреича.

Утром яичница порционная из двух яиц. Затем неспешный, но и не ленивый, сбор байдарок. В два часа молодёжь (без Даши) пошла в горы. Наладили связь и переговаривались каждый час. Места здесь воздушные, всё в прямой видимости. Старичьё прохлаждалось.

Сегодня выдался прекрасный день. «Молодая гвардия» отправилась в разведку. Пять км до скалистой горы на юг. Во время пути обнаружены: деревянные основания юрт народов крайнего севера, добротные резиновые сапоги 42 размера (возле юрт, оставлены на месте), немного неспелой морошки и снега, из которых проистекал горный ручей. Вода в ручье оказалась весьма кстати.


  .


К приходу молодёжи сварили кашу. Вот он, плюс раций!

Отметили День рождения Андреича коньячком. Вел себя в этом году Андреич весьма приемлемо: погода мягкая, ненавязчивая...


01 августа 2013 года. Четверг. 6 день. Полуднёвка. 1-й день сплава.

Воду в Кокпелу налить забыли. Но погода хорошая. Утром была ячневая каша с отрубями из Надиного Интересного Магазина Настоящей Еды. Марина решила в третий раз повторить эксперимент - действительно ли прошлогодние болезни у неё от этой каши. Симптомы проявились уже через 10-15 минут с потрясающий идентичностью с прошлогодними: сильная аллергическая реакция, температура тела упала, пульс замедлился... Так как палатки к этому времени уже собрали, её завернули в спальник и оставили под кустиками отлёживаться до обеда.

После обеда выплыли. Маринину лодку ведёт Таня. Оля, Марина и собаки - по берегу, с косы на косу. Молодёжь ведет байдарки вдвоём. Мелко. По берегам много ягод. Даже один раз устроили вылазку на болото за морошкой. А рыбы нет, как Олег ни старается. Стали появляться лиственницы. В кустах собаки обнаружили совёнка, не тронули. Остановились на правом берегу в редких лиственницах. На месте чей-то древней стоянки с напиленными бревнами. Прошли три (?) км по прямой. Немного покапал дождик, но, видимо, задел только краем. Тучи ушли в Азию.


 .  .



02 августа 2013 года. Пятница. 7 день. 2-й день сплава. Праздник хантов «Конец середины лета»

Погода мягкая. Не сильно напрягаясь, вышли до 11-ти часов. Впереди Олег, Миша, Таня и пешие тётки. Серый замыкающий. Периодически связывались по рации и выясняли, всё ли в порядке, дошли до обеда, который устроили на каменистой косе в бескрайних мелких разливах. Скоро холмы приблизятся к реке, и начнётся что-то иное. Арьергард подошёл точь в точь, как только сготовился суп, так что пообедали довольно оперативно. Цель - дойти до «троллейбуса» и устроить днёвку.


 .


Действительно, после входа в холмы характер реки изменился: берега высокие, камни большие, но воды как не было, так и нет. Много участков сплошных садов камней. Пахнет гарью. Олег: «Посмотрите, где вода!»


 .


Вскоре появились скалы по обеим берегам. В каньоне по руслу пешком пройти можно, но только в такую воду. Пешие сильно опережают лодки. Всё же часам к восьми вечера дошли до «троллейбуса». Он весь на суше! Снежник остался, но совсем маленький, а водопад выключили - еле-еле сочится. Напротив скал действительно есть место для лагеря. На две-три палатки идеальное, но все устроились. Миша с Таней внизу на мелкой гальке, а костёр на нижней полочке. Немного тесно, но близко вода и виды.

После начала так называемого каньона Олег наконец-то поймал трёх хариусов. Вечером на второй ужин уже ели солёного. Много гнуса, донимает мокрец.


03 августа 2013 года. Суббота. 8 день. Дневка.


 .


Днёвка прошла успешно. Погода хорошая. Рыбы много. Народ спит, отдыхает. Немного разошлись к вечеру. Пока готовили ужин из ухи и блинчиков, наблюдали на противоположном берегу девушку в радужной индийской юбке, лазающую по серым отвесным скалам. Вечером без гитары пели песни Городницкого и Кима. Вспоминали юность и Калужский стройотряд, из которого Серый увольнял Ольгу за распевание песен с ненормативной лексикой.


 .  .



04 августа 2013 года. Воскресенье. 9 день. 3-й день сплава.

Утром собрались быстро и Олег выплыл в 10:30, чтобы половить рыбу. Идем как и раньше - старые тётки по берегу. Характер реки опять немного изменился: из скал вышли, начались разливы. Точь в точь к обеду вышли в устье Тумбаловы. У Миши куча дыр с байдарке. Впереди виднеется что-то техногенное. В устье много рыбы. Олег наловил целую сумку. На обед уха и солёная рыба.


 .


После обеда все поплыли. Техногенное - это вездеход с надувными колёсами и кучей рыбаков из Ухты. Река - плёс-перекат, часто мелкий, где надо тянуть. Собаки тоже стали выходить из байдарки на мелких перекатах, что сильно замедляет движение. Остановились не поздно, так как Миша опять течёт, и Серый тоже. Вечером обсуждали планы. Днёвку на Кедровом мысу отменили.


 .  .


Стояли на поляне среди ёлок и лиственниц, а молодёжь на галечнике.


05 августа 2013 года. 10 день. Понедельник. 4-й день сплава. Полуднёвка.

Очень хорошо и быстро поплыли, почти не надо выпрыгивать из лодок. Плыли и ловили рыбу. Часа через два-три пришли к слиянию с Лагортой и встали на полутороднёвку на острове в полукилометре ниже Идола. Жара, пляж, купание. Появился разный народ: лагерь напротив, в устье Тумбаловы, разные моторки, катамаран, вездеход с надувными колёсами... Ночь выдалась очень холодная. Вечером Миша у костра прочитал вслух первую и вторую главу «Евгения Онегина» Пушкина, народу очень понравилось, но Серому - нет, поскольку он уходил ловить рыбу, и не слышал.


 .  .



06 августа 2013 года. 11 день. Вторник. Дневка.

Все разлагаются, пляжуются и купаются. некоторая часть молодёжи ходит в горы. Во второй половине дня Олегу запретили ловить рыбу, поскольку пойманную никак доесть не можем. Мимо проплыл водолаз с ружьём.

Вечером снова читали «Онегина». Серый тоже подсел, и всё спрашивал, когда же убьют Ленского, и почему Онегина не посадили.


 .


Опять вспоминали Надю, которая привезла на вокзал, но не отдала, бутылку подсолнечного масла, лишив нас любимого фирменного блюда - жареного в котелке в масле хариуса...


07 августа 2013 года. 12 день. Среда. 5-й день сплава.

Сегодня плывём до упора. Выплыли в 11. Опять жарко. До слияния с Варчатовисом вода чистая, но её мало. У первых Чёрных скал вообще никаких препятствий. У вторых - небольшая быстринка. Часа через полтора доплыли до устья Варчатовиса. Строений там куча, стоят моторки VIP с аэровинтом и надувные, но народ там стал неприветливый. Кроме того, что «Метеор» ходит каждый день, но без расписания из-за дыма, ничего не узнали. Про моторки от деревни - тоже, хотя и было поползновение позвонить в Усть-Войкар.


 .


Поплыли дальше. При малой воде Войкар интереснее: и перекаты, и мели, так что не только «вёслами, вёслами»... Есть даже отчетливо выраженный порожек с поэтическим названием Пархалогром. Встретили пару на «Щуке». Тоже собираются уехать 10-го из Лабытнанги. Идут от Пятиречья, пытались подняться по Лагорта-ю, но из-за малой воды через два дня повернули назад. Как там Кирилл?!

Пообедали на месте известном, после «Андреичевского болота», и где «Серый поймал тайменя» 21 год тому назад. Болото сейчас пустое, хотя морошки, видимо, было много.

В обед жара, опять чистили рыбу и клеили байдарки. И, наконец, луковый суп.

Вечером плыли долго, но так и не доплыли до любимого острова. В девятом часу остановились на другом, наверняка когда-либо нами посещаемом.

Поздний горох и снова Онегин, так и не убивший (пока) Ленского!


08 августа 2013 года. 13 день. Четверг. 6-й день сплава.

Опять жара. До острова доплыли только больше чем через час. Хорошо, что вчера не поплыли до него! Дальше пошли острова, протоки. Из-за небольшой неувязки Даша с Тимуром решили, что на обед они дежурные, а не Серый с Мариной, и усиленно искали место. Остальные никак не могли их догнать, и удивлялись их действиям. Так что встали на обед уже после трёх. Но зато как продвинулись! Жара донимает. В лесу жимолость и красная смородина, Таня набрала. Решили вечером сварить пойло.

После обеда небольшая сиеста с купаниями и выплыли около 17:30. Пошли, по обыкновению, левыми протоками. Но воды на удивление много. Даже пляж на острове, где ночевали в прошлый раз с Дониными и Шередеками, и репетировали «Голубого щенка», стал меньше.


 .  .  .


Узкой протокой выплыли прямо к Вершине Войкар, и пока Марина с Серым неспеша подплыли, уже договорились с моторками на завтра, на 16 часов. Переплыли реку и встали на берегу, напротив деревни.

09 августа 2013 года. 14 день. Пятница. 4 день дороги. Моторки.

Жарко, дым от лесных пожаров. Неспешно собрали байдарки. В 16:00 прибыли две моторки. После коротких переговоров одна из них вернулась в деревню за третьей. До Мужей ~60 км.

Моторки иногда глохли из-за запутывавшихся в винтах водорослях. Проплыли мимо горящего острова на Оби. Видимость из-за дыма плохая. На Войкарском соре и на Оби - полный штиль.


 .  .


В Мужах сразу побежали в местный супермаркет и провели там более получаса, возвратясь на пристань с огромными сумками. Голод, однако, подступил, за десять-то дней...


 .  .  .


Вечером загрузились в зал ожидания дебаркадера, пообщавшись с нашим старым знакомым капитаном (тут он работает с 1965 (?) года). Но совершили две ошибки: не взяли у него ключ, чтобы запереться изнутри, и не закрыли на ночь окно. Поэтому всю ночь нас досаждали комары и пьяная шантропа.

10 августа 2013 года. 15 день. Суббота. 5 день дороги. Мужи - Салехард - Лабытнанги.

Серый, разбуженный в полшестого утра: «Ночь ужасов».

«Метеор», стоявший со вчерашнего дня пришвартованным к дебаркадеру обещали отправить в Салехард в шесть утра. Но из-за дыма на Оби рейс отложили до восьми. Народу немного: из 128 мест занято только 80. В Шурышкарах подсело ещё человек 10-15.

Из разговоров с местными жителями узнали, что из-за жары рыба в этом году из Обской губы в Обь не пошла, и цены на муксуна и щёкура достигли астрономических величин.

Оставив вещи и Марину с собаками на пристани, пошли в город. В очередной раз удивлялись разительным переменам Салехарда, который, со времен наших первых его посещений в 1988 и в 1989 годах, из города рыбаков и зэков превратился в вотчину газпромовских бюрократов. С напыщенно-безвкусным строем многоэтажных зданий, и немногочисленными старыми домишками, тщательно заделанными виниловым сайдингом, который, от местного климата, местами уже растрескался, и сквозь прорехи виднеются полусгнившие брёвна...


 .  .  .


Когда дошли до краеведческого музея похолодало и начался дождь, от которого мы укрылись в музее, тщательно его осмотрев в течение двух или трёх часов. Большая экспозиция недавних находок мамонтов на Ямале, с хорошими комментариями. Несколько залов о быте хантов, манси и других народах Севера, но пояснения написаны очень невнятно, с каким-то православным уклоном. Хорошо представлена фауна Севера.

Вернувшись под дождём на пристань, попросили ранее заказанный рафик приехать пораньше, погрузились и отправились в Лабытнанги на ж/д вокзал. Столовую на вокзале ликвидировали, остальные оказались уже закрытыми. Вольпины и Тимур с Дашей решили поужинать в ближайшем кафе. Серому там не понравилась слишком громкая публика и музыка, и он вернулся на вокзал. Потом погрузились в поезд и все беспробудно заснули. Так что новички не увидели ни зон Харпа, ни бескрайнюю суровость тундры...

11 августа 2013 года. 16 день. Воскресенье. 6 день дороги. Поезд.

Днём вспоминали прошлые походы и порождённые в этих местах сентенции:

«Два сарая, рыбный склад, это город Салехард»
«Два сарая, три яранги, это город Лабытнанги»
«Два сарая, три креста, это станция Инта»
«Два сарая, водопой, это станция Кулой»
«Нет ни хутора, ни скита, это станция Никита»


Лирическо-гуманитарное отступление: "Поезд Лабытнанги-Москва".

Мы проезжаем Ухту. Вчера команда туристов в полном составе заранее погрузилась в поезд, предварительно договорившись с проводницей Светой о покупке лотерейных билетов. Салехард и Лабытнанги оказали на всех однозначно удручающее впечатление. Несмотря на субботу, не попалось ни одной гуляющей парочки молодых и привлекательных людей.

«Реверсная» хроника событий.

В местечке Мужи, в назойливой компании с комарами и тремя проходимцами, мы переночевали в спальных мешках на полу в зале ожидания речного вокзала. Комната была не велика, поэтому свободного места практически не оставалось. По этой, или по какой-нибудь другой причине, одному особенному из охотников за удачей пришла гениальная идея головой уткнуться в ноги Ольги из команды «Хариус», незаметно сползнув с кресла. «Другой» причиной могла оказаться затея этих персонажей навести на туристов своим грозным видом оцепенение. Запомнилось вторжение в зал третьего богатыря, угрожающего поднять на ноги спящих для поиска якобы потерянных ключей, якобы от машины. Поругавшись с тишиной в темноте, странник двинулся прочь. Остальные двое незаметно проникли на «Метеор», затесавшись в народе, и были высажены полицией Салехарда с целью задержания.

Порадовали ханты, открытые для общения любознательным туристам. Это были первые люди (не считая рыболовов), которые предстали перед нами достойными представителями цивилизации, после десятидневной изоляции от внешнего мира.

Сплав доставил удовольствие обширным разнообразием, о чём лучше судить по фото и видео, сделанными командами Волкодав (Серый) и Мамонты (Катя и Серж). Удивительно хорошо смотрелись собаки на борту корабля Майский жук-2 (т. Марина); Майский жук-1 удачно отличился кухней и романтическими песнями при сплаве и у костра. С большим перевесом во времени «Неожиданную» регату выполнили комарики, возможность встречи с подводным миром сведя на нет. Одноразовую посуду сожгли в огне.


12 августа 2013 года. 17 день. Понедельник. 7 день дороги.

Ночью, во время стоянки на станции Котлас-Южный (1:05 - 1:35 часов 12-го августа 2013 года, в вагоне №2), в нашем полутёмном плацкартном вагоне, минут через 10-15 после остановки поезда к молодому парнишке подошли трое полицейских для проверки документов. Он оделся, и все прошли в купе проводников. После этого один из полицейских вернулся и начал что-то делать с его вещами. Серый решил, что полицейские пассажира задержали, и он забирает его багаж. Утром, однако, парнишка был на своём месте, его не задерживали (все документы у него были в порядке), и он рассказал, что у него пропало три тысячи рублей. Сам он возвращался с временной двухмесячной работы к себе домой в Киргизию, заявление об ограблении делать боится, и просил не сообщать его имени. Такие, вот, они, наши «стражи закона».



Днём Миша дочитал нам последние главы «Онегина». Много беседовали с учительницей из Салехарда, местным краеведом, Людмилой Александровной Надеиной, об истории Салехарда и обычаях местных народов. (О быте хантов можно узнать из книги Кузлемзина и Лукиной).

Часа за три до Москвы начались интересные философско-бытовые разговоры за жизнь. Но потом пришел Серый и, поругавшись с Тимуром, всё испортил. В Москву поезд пришёл вовремя. И, пообщавшись немного на вокзале со встречающими, все разъехались по домам...


 .  .  .



Карта маршрута с точками привалов

 Карта маршрута с точками привалов.


*)

Материалы о подготовке к путешествию, о снаряжении и ссылки на другие сайты.

Наш интернет-магазин "Туристическое и экспедиционное продовольствие"

На главную страницу groh.ru

o Последняя модификация 17.08.2013