Поход по р. Судогда (Владимирская обл.)
29 апреля-2 мая 2001 г.
Здравствуйте, Сергей!
Огромное спасибо, сайт очень полезный.
В мае 2001 поехали на р.Судогду, причем собирались плыть от того места, от которого отплывали ребята, поместившие здесь описание своего маршрута в мае 1999 г. Благодаря описанию, стапель решили устроить ниже по реке, именно возле этого моста, который у них был финишем неудачного похода. Все оказалось правильно. Поход был изумительный (правда, и с погодой повезло.) Плыли до дер. Жуковка, примерно 50 км. Очень довольны, всем рекомендуем. Река чудесная. Еще раз спасибо. Хорошо бы мой совет разместить где-нибудь рядом с описанием того, первого, похода (к сожалению, совсем нет времени давать детальное описание маршрута. Заезжали на автобусе от Москвы, а выезжали на попутном автобусе до Владимира, далее-электричкой. Особых проблем не было.)
Описываю поход по р. Судогда в 2001 г. на майские праздники.
1. Заехали 28 апреля на заказанном автобусе из Москвы, ехать примерно 5 часов. Если поедете так же, имейте в виду, что ехать нужно не через Владимир, а сворачивать с Владимирской трассы на Гусь-Хрустальный раньше, после Лакинска (там будет указатель направо, и мост над Владимирской трассой). Можно ехать электричкой до Владимира, а потом попутным транспортом - до места, но в 2001 г. мост у г. Владимира через Клязьму был на ремонте, объезд - приличный крюк.
Итак, ехать по направлению - на Гусь-Хрустальный, через пос. Красное Эхо, далее - на Вашутино, не доезжая Гуся-Хрустального - налево через Никулино, Федотово и Семеновку (через Красное Эхо на Дубасово и Бол.Артемовку короче, но - не рискнули, могла быть плохая дорога, а у нас - “Икарус”.) Место назначения - мост между деревнями Семеновка и Губцево (приехать лучше засветло, - мы подъезжали в темноте, насилу увидели этот мост, да и лагерь устраивать было тяжело, еле нашли место в темноте).
2. На первую ночевку по приезде встали так: надо проехать мост и еще метров 150 по дороге вперед, а потом налево в лес идет дорожка и просека, опять же пройти метров 50 -100 по ней и слева можно отлично встать - сухо, и дрова есть. Ближе к реке -все заболочено, не получится. Утром сделали тут же стапель, там удобные лужайки, а потом пустые лодки отнесли к реке и там грузились.
3. Нас было 22 человека, 11 байдарок: 5 старых “Тайменей”, 1 “Катран”, еще пара каких-то модернизированных “Тайменей” с поддувом бортов и еще 3 каких-то разнокалиберных.
4. Шли очень медленно, т.к. радовались жизни, “не рвали”. Может, слишком медленно, потому что сидели у костра с гитарами и выпивкой заполночь, до 3-4 утра, вставали поздно и выходили около часа дня, а уже около 6-7 вечера вставали.
5. Вторая ночевка была где-то сразу после второго моста и церкви (не доплывая до второй отметки на карте “дет.лаг.” (там еще раньше есть “дет.лаг.”), на живописном левом берегу, на полянке с высоким сосновым лесом (встали немного рановато, но очень уж место понравилось).
Третья была прямо перед разрушенным мостом рядом с дорогой недалеко от дер. Бол. Артемовка по левому борту- там, кстати, единственное место вокруг, если подопрет, т.к. берега в 2-3 км выше и ниже этого места по реке очень сырые, с плохим лесом. Ничего, что дорога рядом, там никто не ездит, т.к. мост сломан. Дрова найти можно.
Четвертая стоянка - также изумительная по красоте, как и вторая - опять на левом высоком берегу, на полянке в окружении сосен. Ориентир по карте - вскоре после моста, по которому идет дорога на дер. Овсянниково, что на правом берегу, в излучине реки (резкий изгиб), не доходя до отметки 102 по карте -двухкилометровке Владимирской области.
На четвертый день (2 мая) благополучно доплыли до моста рядом с дер. Жуковка.
Внимание! Примерно посередине этого перегона справа впадает ручей Ястреб с мостом, мы сначала решили, что это и есть наш конечный мост у Жуковки, вылезли на разведку на берег и долго шли по дороге налево, пока не поняли свою ошибку. Так что, берите в этом месте по реке левее.
6. Доплыли до нужного моста часам к 3 дня (вышли в последний день пораньше). Пока народ собирался, мы с другом пошли ловить транспорт. Сначала было пусто, и решили пешком идти в г. Судогду (ок. 10 км), но через 40 мин. хода сели в вахтовый автобус с людьми, который сначала довез нас до Судогды, потом мы с ним договорились забрать наших и привезти в Судогду на автовокзал, а в итоге сосватали до Владимира, по-моему, за 2000 рублей, но с носа вышло не очень недорого. Во Владимир попали часам к 18. На автобусе до Москвы такой компанией уехать не вышло, и вообще с местами было глухо. Последняя прямая электричка ушла в 14 с минутами, но мы сели на электричку до Петушков (кажется, на 19 час. с чем-то), а по прибытии в Петушки оттуда примерно через полчаса шла уже электричка до Москвы. В Москве были примерно около 12 ночи, на метро успели.
На самом деле, вы наверняка пойдете быстрее нас, и лучше плыть или до г. Судогда, или до Клязьмы и по Клязьме до Владимирской трассы, если совсем уж быстро. Конечно, 40 км за 4 дня - ну очень медленно, зато отдохнули здорово. Днем тоже останавливались, перекусывали,пили чай, дважды играли в футбол.
7. Общее впечатление - “пять с плюсом”. Правда, очень повезло с погодой, было солнечно, около +20.
Река неширокая, метров 15-25. Лес по берегам всякий, есть березняк, сосны, но нередко встречается и мокрый пойменный ольховник. Однако, стоянки хорошие найти можно без особого труда, если начинать вставать заранее. С дровами достаточно просто.
Деревень по берегам нет. Местный народец нам не попадался, места безлюдные. По реке сплавлялись тоже мы одни.
Достопримечательности: вскоре после стоянки № 3 (у сломанного моста) в русле реки стоит затонувший трактор - видимо, колхознички по пьяни утопили зимой, провалился под лед. Мы на нем все по очереди фотографировались. У стоянки № 4 видели следы бобров - поваленные осины и погрызенные ветки. Вода очень чистая. На четвертой стоянке и днем после футбола некоторые купались.
Упавшие деревья в русле попадались, но чаще всего их можно было обогнуть, протиснуться в дырку, либо перетащить лодку поверху. Обносились, кажется, только раз, был еще один легко проходимый слив. В русле встречаются коряги, один “Таймень” попал на кол или острую корягу в середине русла, получили дыру около метра, пришлось зашивать и клеиться. Больше проблем не было.
Надеюсь, река понравится.
Ниже помещаю фотоприложения.
Все материалы, приведенные здесь, можете использовать по своему усмотрению. Буду рад, если мое описание кому-нибудь пригодится. Вдруг когда-нибудь сможете запихнуть его на Ваш сайт.
Владимир Дмитриев.
ФОТОПРИЛОЖЕНИЯ
Фото 1. Утро 29 апреля 2001 г., после ночевки. Мост - отправная точка. Приехали мы поздно вечером 28 апреля со стороны дальнего конца моста (на заднем плане видна деревня Семеновка , Судогда течет слева направо). Стапель и первая стоянка (ночевка перед стартом) находятся примерно в 100 м сзади фотографа и метрах в 100 - вправо.
Фото 2. Стапель утром 29 апреля. Автодорога проходит сзади фотографа в 100 м слева направо. Река где-то слева. Стояли в лесу левее от собираемой лодки.
Фото 3. Обнос слива
Фото 4. После обноса.
Фото 5. На второй стоянке.
Фото 6. Также – на второй стоянке.
Фото 7. Прохождение завала.
Фото 8. Перед футбольным матчем, 30 апреля. Автор снимков Владимир Дмитриев (в черно-синей футболке) с братом Леонидом.
Фото 9. Судогда в среднем течении, точно такая же она и в районе третьей стоянки. Красиво, но вставать особо негде: топко, сыро и нет дров. 29-30 апреля.
Фото 10. Трактор, зараза, оказался тяжелее воды…
Фото 11. Простенький проходимый слив у разрушенной мельницы. 1 мая.
Фото 12. Четвертая стоянка, вид с воды (сама поляна, где мы стояли, находится левее на высоком берегу, на фото виден только маленький краешек).
Фото 13. Четвертая стоянка, вид со стороны реки (она за спиной фотографа), с края обрыва.
Фото 14. Четвертая стоянка, вид на реку.
Фото 15. Мост на финише недалеко от дер. Жуковка. Река здесь кончается…(шутка). На левом берегу - отличная лужайка для разбора лодок. 2 мая 2001 г.
Последняя модификация 27.05.2003