1996, 1995 и 1989 год.
Описание взято из книги ''По Подмосковью на байдарках''.
Бужа и Пра
Путешествие по рекам и озерам Мещёры — одно из самых интересных, которые можно совершить в Подмосковье. Своеобразная природа края, обилие ягод и грибов, неплохая рыбалка, почти полное отсутствие препятствии на маршруте — все это создает прекрасные условия для хорошего и спокойного отдыха.
Маршрут начинается от ст. Тасино (Рязанской ж.д.). Отсюда 2 км до реки. В этом месте Бужа уже довольно широкая и глубокая. Начинается она в болотах, вода в ней коричневатая, но вполне пригодная для использования.
Берега покрыты дубовым лесом, однако за несколько километров до оз. Святое лес переходит в кустарник, который затем совсем пропадает, берега становятся заболоченными, сменяются зарослями тростника, покрывающего всю северную часть озера. Кое-где русло перекрыто заколами, но в них оставлены проходы. В оз. Святое Бужа впадает двумя протоками.
Северный и западный берега озера низменные, заболоченные, восточный — песчаный, покрытый небольшим сосновым лесом. Здесь удобное место для бивуака. На середине озера большой остров, заросший ивняком. Длина Святого 6 км. В протоке из Святого в оз. Имлес — запань, у входа в протоку домик. На Имлесе много заколов.
Имлес незаметно переходит в оз. Дубовое, берега которого низкие, заболоченные. Только у южного конца озера берега повышаются. Дубовое летом с восточного берега сильно зарастает. Длина озер Имлес и Дубовое 16 км. На них подходящего места для бивуака нет. Дубовое соединяется широкой протокой с оз. Шагора, связанным протоками с озерами Великим и Ивановским.
Великое—самое интересное из этой группы озер, но оно лежит несколько в стороне от маршрута. Протока в Ивановское начинается под шоссейным мостом. Из Ивановского вытекает Пра.
Берега Шагора и Ивановского, а гакже верхнего участка Пры холмистые, сухие, песчаные, и хотя они довольно густо заселены, место для бивуака найти легко.
Длина участка от оз. Дубовое до оз. Мартьжовское 25 км. Мартыновское—самое мелкое из озер, сильно зарастает к середине лета тростником, поэтому плавание и ориентирование на нем затруднены. Ориентиром может служить ветла, растущая у выхода из озера р. Пра.
На протяжении 20 км после выхода из Мартыновского Пра протекает в открытых и высоких песчаных берегах, кое-где заросших сосновыми лесами и густо заселенных.
На этом участке расположен г. Спас-Клепики, где в местной учительской семинарии с 1909 по 1912 г. учился замечательный русский поэт С. А. Есенин.
После пос. Рабочая Слобода Пра вступает в зону сплошных лесов. Этот участок реки—один из наиболее живописных уголков дальнего Подмосковья. Величественные сосновые боры обступают Пру почти на всем протяжении. Лишь ниже Деулино они постепенно вытесняются дубравами. Многочисленные песчаные косы и отлогие берега образуют великолепные естественные пляжи. Селения находятся далеко друг от друга и обычно в стороне от реки. На берегах много уютных мест, удобных для дневок.
Искусственных препятствий на Пре нет, лишь низкие мостки да две несложные запани—у лесозавода (в 7 км ниже Деулино) и в самом устье Пры. Нижнюю запань можно обойти, воспользовавшись протокой.
На левом берегу на протяжении последних 35 км расположен Окский заповедник (у начала его территории столб с надписью «Заповедник»). На этом берегу запрещается останавливаться и разводить костры. Управление и музей заповедника—в пос. Брыкин-Бор.
Ниже Брыкина-Бора на правом берегу лесов нет. Вдоль берега тянется узкая полоса ивняка, за которой простираются широкие пойменные луга.
Ока в месте, где в нее впадает Пра,— широкая судоходная река со сравнительно быстрым течением. Берега открытые, луговые. Маршрут заканчивается на пристани Кочемары.
Маршрут по Мещёре можно разбить на два участка: озерный—от ст. Тасино до г. Спас-Клепики (80 км) и речной—от г. Спас-Клепики до пр. Кочемары (220 км).
В Спас-Клепики можно попасть, доехав сначала до Рязани, затем на городском автобусе до ст. Пристань и, наконец, по узкоколейке до Спас-Клепиков.
Заканчивая маршрут у Кочемар, можно возвращаться пароходом до Рязани или Коломны, откуда пересаживаться на электропоезд.
o Последняя модификация 13.03.00