В МИРЕ НАУКИ. (Scientific American. Издание на русском языке). Июль 1986. №7
История книгопечатания в Китае
ФИЛИП МОРРИСОН
Цянь Цэньсюань. Химия и ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, Ч. 1. БУМАГА И КНИГОПЕЧАТАНИЕ В: НАУКА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ в КИТАЕ. Под редакцией Цжозефа Нидхэма, т. 5.
SCIENCE AND CIVILIZATION IN CHINA,
Joseph Needham. VOLUME 5, CHEMISTRY AND CHEMISTRY TECNOLOGY, PART 1: PAPER AND PRINTING, by Tsien Tsuen-Hsuin. Cambridge University Press ($89.50)
НА ЗЕМНОМ шаре два миллиарда людей умеют писать и читать по крайней мере на одном языке. Каждый день на одного читателя приходится в среднем 10—20 страниц печатного текста такого же формата, как страницы этого журнала. Почти все, что издается в мире, печатается на бумаге с помощью типографской краски, получаемой из сажи. Вот уже в течение 1000 лет печать производится с помощью формы — плоской поверхности с вырезанным на ней в виде рельефа зеркальным отражением необходимого текста.
Известно, что все три элемента полиграфического процесса: бумага, типографская краска и сам принцип печатания, были изобретены в Китае. Рецензируемая книга содержит подробный рассказ об истории этих изобретений. Она последняя из серии книг, изданных Джозефом Нидхэмом, начало которой было положено полстолетия назад. Автор книги, которая займет достойное место в этой серии, — профессор Цянь Цэньсюань — известный синолог, работающий в Чикагском университете. Текст книги дополняют около 200 иллюстраций, интереснейшие примечания, а также ссылки на многочисленные источники.
Из всех элементов книгопечатания первой была изобретена бумага, хотя письменность появилась гораздо раньше. В Древнем Китае первые письмена наносились на бычьих лопатках или черепашьих панцирях, затем стали использовать камни, глиняные и деревянные дощечки, пальмовые листья, шелковую ткань и пергамент. Бумага представляет собой материал, полученный из сильно разбавленной водой волокнистой суспензии. Растительные волокна, из которых состоит бумага, соединены в тонкий лист. Именно в этих листах, больших и ровных, состояло преимущество бумаги перед всеми ее предшественниками: слоистыми материалами, изготовленными из стеблей папируса или из толченой древесной коры. Для получения прочной бумаги необходимы богатые целлюлозой растительные волокна (в наши дни они иногда заменяются синтетическими). Бумага никогда не изготовляется из шелковых волокон, хотя они изредка добавляются для придания ей глянца. Наилучший растительный материал для изготовления бумаги тот, который содержит много целлюлозных волокон и мало связующего вещества.
Самый древний образец бумаги — он изображен на одном из рисунков, помещенных в книге, — был найден вблизи Сианя. Его изготовили во 2 в. до н.э., вероятно, из пенькового тряпья и использовали для упаковки бронзовых зеркал. А еще через два с небольшим столетия, примерно в 100 г., евнух Цай Лунь впервые получил бумагу, предназначавшуюся для письма, — так по крайней мере утверждают исторические источники, относящиеся к периоду существования империи Восточная Хань. Согласно этим источникам, шелк был слишком дорог, а бамбуковые побеги слишком тяжелы для этой цели. Возможно, что Цай Луню впервые пришла в голову мысль использовать для производства бумаги волокна, получаемые из лыка или пеньки вместо тряпья. И действительно, во времена Цай Луня появилась бумага лучшего качества, использовавшаяся для письма.
Процесс получения бумаги постепенно совершенствовался, особенно в селениях, расположенных вблизи реки и леса (для кипячения растительного сырья требовалось топливо). Сначала сырьем служили исключительно пенька и хлопок. Однако оно было слишком ценным, поскольку использовалось в основном в текстильном деле. На смену ему пришло волокно чрезвычайно медленно растущей ротанговой пальмы. В 986 г. один китайский ученый писал с иронией, что плохие писатели своим многословием убивают ротанговые пальмы. Начиная с тех времен и поныне в различных провинциях Китая выращивают «бумажные» тутовый кустарник и молодой бамбук. И в наше время основным сырьем для изготовления бумаги служит древесина.
Как мы уже говорили, самый древний из обнаруженных образцов бумаги служил для упаковки. И в наши дни лишь 4/10 всей производимой в мире бумаги употребляется в полиграфии и для письма. В древнем Китае бумага использовалась для самых различных целей: бумажные, или «летучие», деньги впервые начали дополнять металлические монеты приблизительно тысячу лет назад; всем известны китайские фонарики, воздушные змеи, веера, зонтики. Бумажные предметы символизировали земное богатство умершего. Бумажные изображения лошадей в полном снаряжении, верблюдов, слуг, оружия и денег «в большом количестве», по свидетельству Марко Поло, — все это сжигалось при погребении умершего. Обычай оклеивать жилище обоями, вошедший в моду в Европе около 1700 г. и сохранившийся поныне, рассматривался в Древнем Китае как проявление не слишком хорошего вкуса. Одна из фотографий показывает исполненную с большим мастерством и весьма сложную круглую геометрическую фигуру — самую древнюю из бумажных «вырезок», недавно найденную в провинции Синьцзян. Время ее изготовления V-VI вв. А еще через несколько страниц читатель встретится с знаменитым бумажным тигром, полосатым и зубастым, но вряд ли представляющим опасность.
Самое прозаическое и интимное из всех употреблений бумаги так же старо, как мир. Хотя литературные источники хранят на этот счет молчание, однако в VI в. ученый Ян Чжитуй писал в своем послании домочадцам: «Я просил бы не использовать для туалетных нужд бумагу, на которой начертаны имена мудрецов». А арабский путешественник IX в., воспитанный в восточных традициях омовения, был оскорблен в своих лучших чувствах отсутствием, по его мнению, у китайцев аккуратности. Дешевая туалетная бумага в те времена изготовлялась в большом количестве из рисовой соломы. Так, в 1393 г. для нужд одного только императорского двора было заказано 750 тыс. листов туалетной бумаги высшего качества форматом с газетный лист. К противоположному концу «эстетической шкалы» относится розоватая бумага небольшого формата для записи стихов, изобретенной куртуазным поэтом IX в. Сюэ Тао. Изготовляемая из коры гибискуса в смеси с измельченными лепестками цветов этого растения она находила спрос в течение нескольких столетий.
Изобретение бумаги привело к появлению книгопечатания. Задолго до этого было распространено переписывание манускриптов на шелке и бумаге. Специальные деревянные печатные формы с вырезанным на них зеркальным изображением знаков, иногда состоящие из сотни иероглифов, несомненно, были первым шагом к изобретению книгопечатания, так же как и получение чернильных отпечатков текстов,вырезанных на камне или бронзе, с помощью надавливания на бумагу. Удивление вызывают обнаруженные в провинции Хэбэй 7 тыс. тридцатиметровых стел с рельефно вырезанными на них 12 веков назад буддийскими канонами. В общей сложности стелы содержат 4 млн. слов. Копирование от руки сложных идеограмм было делом необычайно трудным и дорогостоящим. Потребность в стандартизированных конфуцианских текстах и горячее желание каждого верующего иметь копию магического текста буддийских сутр послужили стимулом для возникновения книгопечатания.
В 1966 г. в юго-восточной Корее был найден миниатюрный свиток шириной около 5 см, отпечатанный с дюжины деревянных матриц длиной примерно 50 см. Это самый древний из известных нам печатных текстов. Он представляет собой буддийскую сутру на китайском языке. Известный перевод, выполненный монахом из Чаньани (нынешний Сиань), особенности архитектуры самого храма, а также написание некоторых иероглифов позволяют датировать находку началом VIII в. Немного позже, в 764г., «вышло в свет миллионным тиражом» издание коротких молитв из этой же сутры. По приказу японской императрицы Сётоку эти молитвы были помещены в 10 японских храмах. Каждая копия хранилась в крошечной деревянной пагоде. Многие из этих копий и несколько пагод сохранились до наших дней. Хотя совершенно очевидно, что миллион копий не могли быть получены другим, непечатным способом, мы не знаем, из какого материала были вырезаны наборные формы. Отпечатанное за пределами Китая, это издание во всем напоминает технику печатания, использовавшуюся в этой стране. Не подлежит сомнению, что книгопечатание возникло несколько раньше именно в Китае, а затем вслед за распространением китайских иероглифов шагнуло за пределы этой страны.
Книгопечатание получало все большее распространение. В 1907 г. Аурель Стейн обнаружил в одном из монастырей Дуньхуана то, что и поныне считается первой полной печатной книгой — пятиметровый свиток «Алмазной Сутры». Ее колофон сообщает, что она «благоговейно . . . выпущена в свет для всеобщего распространения» 15 дня, 4 месяца 868 года. Фронтиспис книги с изображением Будды и одного из его учеников, а также изящный шрифт весьма выразительны. И хотя знаменитая Библия Иоганна Гутенберга отпечатана спустя 6 столетий, известно еще немало печатных буддийских текстов, появившихся лишь немного позже, чем этот.
Китайское искусство книгопечатания описывается в книге подробнейшим образом: каллиграф, проворной кистью наносящий текст на тонкую бумагу, которую затем прижимают к деревянной форме; искусный гравер, своим резцом удалявший с поверхности матрицы все, что не было окрашено в черный цвет; печатник, с помощью кисти из конского волоса накладывавший специальную пасту на печатную форму, а затем прижимавший к ней бумажный лист. По свидетельству Маттео Риччи, в эпоху Мин опытный печатник мог отпечатать в день 1500 двухстраничных листов. Процесс получения клише корректировался на 4 различных стадиях: отдельные поправки, вносимые в печатную форму, были весьма обычным явлением. Формат и переплет в те времена уже были стандартизированы.
Печатные формы из древесины магнолии, вырезанные с обеих сторон (общее число их составляет 81 258), с которых печатались «Tripitaka Koreana», законченная в 1251 г., до сих пор находится в полной сохранности в южной Корее. Они несут в себе особенности золотого века китайского книгопечатания — эпохи Сун. Следует сказать, что таких крупных религиозных печатных канонов существовало относительно немного, однако тогда было множество светских печатных произведений; кроме того, существовало много печатников, по мастерству не уступавших тем, кто трудился в государственных и монастырских типографиях. К 1500 г. в Европе было отпечатано около 20 млн. книг, включавших 10—15 тыс. названий. К тому же времени в Китае было отпечатано полмиллиона тоненьких томиков, включавших 50 тыс. наименований. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что вплоть до 1700 г. тексты на китайском языке превалировали в мировой печатной продукции.
Наборный способ печатания (в отличие от печати со страничной формы) обычно связывают с именем Гутенберга. Этот способ лучше соответствует алфавитным европейским языкам. Однако даже тут приоритет Европы можно оспаривать. Ведь известно, что наборный шрифт, состоящий из различных керамических иероглифов, впервые использовался в Китае около 1050 г. Об этом подробно рассказывает ученый того времени Шэнь Ко: «Если нужно отпечатать две-три копии, этот способ весьма затруднителен. Однако с его помощью можно очень быстро получить сотни и даже тысячи копий». В старые времена трудолюбивый наборщик мог иметь под рукой все необходимые иероглифы в наборных кассах в виде вращающегося блюда. И тем не менее эта работа требовала огромного напряжения.
Китайская типография с вращающимися наборными кассами (около 1300 г.)
В Китае задолго до возникновения книгопечатания в Европе литеры изготовлялись из дерева, эмали и бронзы. Корейские печатники пользовались отлитыми бронзовыми литерами еще в 1234 г. Не исключено, однако, что такие литеры использовались и ранее. До нас дошли отдельные страницы, отпечатанные в Корее с литых бронзовых литер в 1403 г., т. е. за 50 лет до изобретения этого способа в Германии. В Корее способ отлива литер ведет свое начало от отлива металлических монет. Сначала иероглиф вырезали из буковой древесины, потом матрицу прижимали к глиняной форме, которая затем обжигалась и далее использовалась для отливки бронзовых литер. Литеры тщательно полировались. Следует добавить, что в древнем Китае свинец не употребляли для отлива литер.
Очевидно, что бумага проникла в Европу через Самарканд, Багдад и Дамаск, и прежде всего благодаря арабским купцам. Самый древний из известных нам европейских манускриптов на бумаге написан в Испании в Х в. В начале XII в арабские и еврейские мастера изготовляли прекрасную бумагу из льна.
Однако для возникновения в Европе книгопечатания потребовалось еще 3—4 столетия, хотя за сто лет до Гутенберга самая разнообразная продукция печаталась с деревянных печатных форм: рисунки и надписи на текстильных изделиях, игральные карты, религиозные изображения и даже ксилографические книги. Как мы уже знаем, все эти виды печати существовали в Китае намного раньше, однако мы не располагаем фактами, доказывающими, что по меньшей мере сама идея наборного шрифта перекочевала из страны десяти тысяч иероглифов по реке Майн в страну латинского алфавита.
Удивительно, что развитие книгопечатания по-разному отразилось на двух культурах. Общеизвестно, что печатание на бумаге гораздо «демократичнее», чем копирование от руки на каком-либо другом материале: оно дешевле и рассчитано на самого широкого читателя. Этот способ печати способствовал стремительному распространению грамотности в Европе, что в свою очередь, вызвало рост национального самосознания и социальные сдвиги в странах этого континента. В то же время печатное слово способствовало унификации идей. Но если в Европе появление книгопечатания за одно-два столетия вызвало серьезные общественные изменения, то в Китае оно поддерживало стабильность сложившейся веками и практически неизменной культуры.
Это интересное издание — современный вариант известной книги Т.Картера «The Invention of Printing in China and Its Spread Westward», увидевшей свет 60 лет назад. Обновленное и дополненное издание этой книги, подготовленное Л.Гудрихом, появилось в 1955 г. Нам хотелось бы закончить рецензию строками Томаса Черчярда, стихотворца елизаветинской эпохи:
Хотя пергамент долговечней, Ему не вытеснить бумаги. Она ведь служит всем, Пергамент — лишь немногим.
Гарри Уиттингтон. СЛАНЦЫ БАРД-ЖЕСС
THE BURGESS SHALE, by Harry В. Whittington. Yale University Press in association with the Geological Survey ($25)
МЫ НЕ СТАНЕМ на сей раз тревожить покой костей наших предков в ущелье Олдувай или уникальные отпечатки оперенья первой из птиц Земли в шелковистых известняках Зольнхафен. Книга известного палеонтолога из Кембриджского университета Гарри Уиттингтона перенесет нас в еще один интереснейший район земного шара, столь же богатый палеонтологическими находками. Пусть существа, остатки которых там найдены, не имеют столь прямого отношения к человеку, как древние обитатели Олдувая, они странны и экзотичны не менее, если не более, чем Archeopteryx.
В нескольких милях к западу от популярных у туристов лугов близ озера Луиз, в канадских Скалистых горах, находится гора Барджесс. К ней примыкает обрывистый горный гребень. На полпути к вершине гребня можно заметить участок мелкозернистого темного сланца (это место показано на одной из иллюстраций в книге). В 1909 г. Чарльз Уолкот (в будущем секретарь Смитсоновского института) назвал этот район сланцами Барджесс. Здесь нет и не было следов костей или перьев, поскольку отложения, формирующие сланцы Барджесс, возникли около 540 млн. лет назад, а кости и перья были «изобретены» природой значительно позже. Однако нигде более не найти столь удобной возможности для изучения тех организмов, которые были широко распространены в морях кембрийского периода, когда суша все еще оставалась безжизненной пустыней.
Уолкот был не только талантливым организатором научных исследований, но и прекрасным, неутомимым изыскателем-практиком. Как специалист по кембрийскому периоду Уолкот завоевал признание во всем мире. Более 50 лет он занимался поисками остатков кембрийских животных; немало окаменелостей расколол его молоток. Честь открытия сланцев Барджесс Уолкот разделил со своей женой. Однажды, когда они раскололи очередной рыхлый кусок сланца, перед ними на темном камне вспыхнул серебристый рисунок. Эти сложно организованные серебристые структуры были названы исследователями «шелковые крабы».
На следующее лето Уолкот вернулся сюда с двумя сыновьями. Втроем они терпеливо, тщательно изучали склон выше того места, где был найден рыхлый кусок сланца. Наконец им удалось обнаружить узкую полосу аналогичной породы, богатую ископаемыми остатками. Каждое лето Уолкоты вновь и вновь возвращались к этим скалам; последний полевой сезон Уолкот-старший провел в возрасте 67 лет. К тому времени, за 8 сезонов работы, исследователи удалили с небольшого участка слой породы толщиной около 2 м. Здесь были обнаружены остатки 60 тыс. животных и в том числе 15 тыс. «шелковых крабов», длина каждого из которых не превышает нескольких сантиметров. Сами «крабы» позже получили название Marrella splendens. В фауне сланцев Барджесс «шелковые крабы» представлены значительно богаче, чем трилобиты, которые ранее считались наиболее типичными представителями фауны кембрийского периода.
Небольшая по объему книга Уиттингтона, отличающаяся сжатым стилем, может считаться образцом точного изложения фактов и правильного представления доказательств. Книга отлично иллюстрирована: в ней около ста фотографий, рисунков и реконструкций обнаруженных в сланцах Барджесс животных. Галерея этих «портретов» производит неизгладимое впечатление даже на читателей, мало знакомых с биологией моря. Все найденные организмы — мягкотелые, покрыты шипами или же снабжены щупальцами; у некоторых членистое тело. В равной степени не знакомые нам и не имеющие аналогов, они привлекут любого, кто заметит их окаменевшее сообщество. Возможно, случайный прохожий и не удивится, взглянув на них. Но всякого опытного палеонтолога от Уолкота до наших современников выдаст невольное изумление при виде этих находок. Свидетельство тому — удивительные названия, присвоенные палеонтологами окаменевшим созданиям: Hallucigenia, Anomalocaris, .... inexpectans, .... dubia, .... rara. ..... Строение барджесских животных действительно необычно. Вот, например, Hallucigenia. Изображение этого существа (см. рисунок внизу) не может не привлечь внимания читателя. Тело опирается на семь пар заостренных шипов, а спина покрыта щупальцами. Голова едва угадывается. Выглядит животное странно, но по его виду можно предположить, что оно играло роль собирателя падали на морском мелководье. По мнению автора, «трудно вообразить более уродливое существо». Уолкот думал, что Hallucigenia следует отнести к червям. Теперь же, когда известны более 40 ископаемых остатков этого организма (некоторые из них найдены еще в 30-е годы нашего века), его считают палеонтологической головоломкой: животное не имеет явных родственников и, следовательно, нет отправной точки для его классификации. Семь шипов? Известны 2—3 десятка организмов, обладающих теми или иными признаками, характерными для Hallucigenia. Но, будучи соединены в одном животном, эти признаки, по отдельности вполне «нормальные», образуют столь странную комбинацию, что их носитель не укладывается ни в одну из известных в настоящее время крупных таксономических групп, ни ныне существующих, ни исчезнувших с лица Земли.
Ископаемые остатки Hallucigenia.
Эти создания — порождение иного мира, жители морей, омывавших Землю 500 млн. лет назад. При сравнении с иными современными им организмами они не кажутся примитивными. В том сложно организованном экологическом сообществе, частицей которого являлись такие животные, они были хорошо приспособлены к окружающим условиям и выполняли какие-то не известные нам функции. В результате анализа органов, служивших животным для поисков и добычи пищи, мы можем представить себе некоторые из функций. Истинная странность барджесских организмов лишь в том, что, с одной стороны, они не дали начала ни одной линии эволюционного развития, которая бы дотянулась до наших дней, а с другой стороны, строение этих животных не имеет подобия со строением их более удачливых в смысле дальнейшей эволюции современников. Причин исчезновения барджесской фауны, вероятно, несколько, даже если они случайны. Этих животных вполне можно рассматривать как представителей своего времени и определенной среды обитания. Для палеонтологов ископаемые животные из сланцев Бард-жесс — еще одно напоминание о том, что эволюция является непрерывной: природа экспериментирует и, помимо того, что создает совершенство, неоднократно производила неудачные варианты.
Как же возник сей уникальный рай для палеонтологов? Посвященный этому раздел книги самый увлекательный. Здесь не нашлось места для детального обсуждения всех аргументов «за» и «против» и для ясности изложения незаменимыми оказались геологические диаграммы. Основные выводы были сделаны на основании данных, полученных небольшой международной экспедицией, исследовавшей сланцы Барджесс. Экспедиция была направлена в 1966 г. геологическим управлением Канады. В ней работал и Г.Уиттингтон. Ученым удалось выяснить существо событий, произошедших здесь в кембрийский период. Фауна, открытая Уолкотом, состоит в основном из мягкотелых организмов. В сланцах Барджесс они сохранились удивительно хорошо. И в этом основная ценность данного месторождения. Однако в последние годы и в других районах земного шара были обнаружены отложения, содержащие подобные организмы. Некоторые из них расположены всего в нескольких милях от исходного карьера у горы Барджесс, иные находятся далеко (в частности, в штате Юта), где обнаружено несколько существ, напоминающих находки из сланцев Барджесс.
Сотни миллионов лет назад в глубинах моря, бывшего на месте горы Барджесс, произошел обвал небольшого участка покатого илистого склона, окружавшего кембрийский риф, образованный из известняка (коралловых полипов, создающих современные рифы, в те времена еще не было). Взвихрившийся верхний слой склона скатился вниз, увлекая за собой организмы, населявшие богатые кислородом и хорошо освещенные участки дна морского мелководья. В результате они оказались под высокой стеной рифа и были поглощены илистым дном. Здесь циркуляция воды практически отсутствовала и содержание кислорода было существенно ниже, чем на мелководье. Все эти обстоятельства давних событий реконструированы сравнительно полно благодаря исследованию геологического строения пород ближайшего окружения сланцев Барджесс и палеонтологического материала. В отложениях, как на фотопленке, запечатлелась структура животных умершей эпохи. При внимательном изучении ископаемых остатков выяснилось, что в процессе минерализации утратилась часть более твердых образований, а сохранившиеся претерпели многократные сжатия и растяжения. Палеонтологи препарировали ископаемые остатки с помощью микросверл и установили, что изначально животные были погребены под слоем мелкозернистой грязи, впоследствии пропитались ею, а затем подверглись сжатию. Между тонкими слоями, соответствующими собственно древнему организму, расположены зерна минерального вещества. Такие обстоятельства захоронения складываются довольно редко. При ином ходе событий остатки животных, состоящих только из мягких тканей, сохраняются плохо. И поэтому, несмотря на то, что организмы типа барджесских занимали доминирующее положение в экологическом сообществе своего времени, остатков их почти не сохранилось.
Крупнейшим из животных кембрийских мелководий был хищник, которого, вероятно, можно считать крупным трилобитом с незатвердевшим панцирем; такие формы известны только в фауте сланцев Барджесс. Примечательно, что это животное, достигавшее 50 см в длину, было мягкотелым. Оно перемещалось в поисках добычи вдоль дна водоема с помощью волнообразных движений тела. На переднем конце вверху были расположены неминерализованные круглые челюсти и одна пара мощных заостренных конечностей, которыми ощупывалось окружающее пространство и захватывалась добыча. Отдельные фрагменты этого животного находили и ранее, но собрать их воедино, понять общее строение организма и воссоздать его изображение удалось лишь недавно автору книги и его коллеге Д. Бриггсу. Наверное, если бы в кембрийские времена Землю посетил какой-нибудь инопланетянин и, набравшись храбрости, погрузился в пучину вод, он был бы рад трофею, поймав этого «зверя», которому мы все еще не можем найти место среди известных групп животных.
(Последние исправления - 8.3.2002)