Как снять фильм о водном походе.



Введение
Видеокамеры
Защита от воды
Электропитание
Штатив
Запись звука
Подсветка
Съёмка под водой


Сценарий фильма

Монтаж фильма
Ссылки



Сугубо персональный пятнадцатилетний опыт использования некоторых видов видеооборудования и последующей обработки снятого. Может быть поможет кому-то избежать сделанных нами за это время ошибок. Оборудование подбиралось в расчёте на месяц полностью автономного путешествия, поэтому основное внимание уделено надёжности, защите от внешних воздействий и электропитанию. Файл в перманентной стадии написания и модификации.


Видеокамеры

Первая камера - Video 8 Sony CCD-TR550E
Кассеты Video 8. Работает, с одной поломкой, с 1995 года, несколько раз намокала, сейчас используется для перезаписи со старых плёнок.

Камера - Sony DCR-TRV900E Ф52 f=4.3-51.6mm 1:1.6. Формат кадра 720x576.
Используется с 1999 года. Кассеты Mini-DV. При низком уровне внешнего звукового сигнала слышен шум от мотора камеры, который идёт через правый канал.

Камера - Sony DCR-TRV940E DV Ф37 f=3,6-43.2mm 1:1.6. Формат кадра 640x480.
Кассеты Mini-DV. Используется с 2004 года. Ухудшенная версия DCR-TRV900E: меньшее отверстие объектива, хотя число элементов матриц больше, но они используются только для цифровой фотосъёмки, которая в видеокамере совсем не нужна, а для видео число элементов меньше, чем у предыдущей модели.

Камера - Sony HDV-FX1E Ф72 f=4,5-54mm 1:1.6. Формат кадра 1080x576 - HDV или 720x576 - DV.
Кассеты Mini-DV. Используется с 2006 года. Сейчас (2009 год) в ремонте: муха залезла внутрь объектива и зум её смачно раздавил, кроме того, глючат платы питания и IEEE-1394 разъема.

Video 8 Sony CCD-TR550E Sony DCR-TRV900E Sony DCR-TRV940E Sony HDV-FX1E. Для защита от ветра на микрофон надет шерстяной носок.


Выносная камера

Micro cylinder camera KPC-S230CWX f=2.97 (130^o) 12V
Подсоединяется к видеокамере, которая включена в режиме записи плеера, через разъём ''тюльпан''. Требуется внешний источник питания 8-12V: одного комплекта NiMN AA-2000ma аккумуляторов хватает примерно на 10 часов работы.
Синицы в гнезде, снятые с помощью этой камеры.


Линзы и Фильтры:

Tele Conversion Lens x2 VCL-R2052 Ф52. Для съёмки крупных планов двухкратный конвертер - вещь совершенно необходимая. Например, для съёмки птиц и для съёмки с берега со штатива прохождения порогов.
Вот тут снятый с помощью этого конвертора орлёнок.
Существует и 10-ти кратный конвертор Sony VCL-FS2K (320$), однако найти его в Москве пока не удалось.

Raynox Semi-fisheye QC-303 for Ф37. Полурыбий глаз. Удобен для съёмок в купе поезда и для съёмок под водой.

Tele Conversion Lens x2 VCL-R2052 Ф52 Raynox Semi-fisheye QC-303 for Ф37

Фильтр: UV(0) HOYA HMC Ф52 Japan



Защита от воды

Боксы -

1. Sony - Handycam SPK-TRB. Бокс из твёрдого пластика, защищает только от брызг: в воду лучше не погружать, поскольку легко засасывает воду при малейших загрязненииях уплотнительного резинового кольца. Имеется встроенный стереомикрофон. Для установки камеры DCR-TRV900E пришлось несколько переделать колодку держателя камеры.

Handycam SPK-TRB Handycam SPK-TRB

2. Ewa-marine typ VST Test 10m (188$). Бокс из мягкого пластика для подводной съёмки. Управление камерой производится через пластик, что довольно затруднительно, особенно в холодной воде, когда пластик заметно дубеет. Нет и встроенного микрофона, поэтому звук записывается очень плохо: в основном слышен треск от сжимающих бокс рук.

Ewa-marine typ VST Ewa-marine typ VST


Герма и чемодан для HDV-FX1E -

Гермы Чемодан


Электропитание

Некотрые цифры о соотношении вес/энергия:

Камера (DCR-TRV900E или DCR-TRV940E) при съемке потребляет 7Вт (10Вт с экраном) соответственно:

Аккумуляторы NP-F960 290 г 7.2V 38.8W => 1A - 5.4 часа

NP-QM91 210 г 7.2V 29.8W => 1A - 4.1 часа


Первый NP-F960 работает уже пять лет, признаков уменьшения ёмкости пока не наблюдается - главное их надо хранить в заряженном состоянии (точнее рекомендуется в 70% от полной ёмкости) - если полностью разряженный аккумулятор оставить на год без подзарядки, он скорее всего выйдет из строя.

В 2000 году, когда в конце похода кончились аккумулятор использовали

Duracell+ - 1.5V 2(?)A/час - 25 г х 6 = 150 г.

Одного комплекта хватило на 1 час работы камеры. На аккумуляторах она отказывается работать, можно только от них подзаряжать камерный аккумулятор:

NiMH AA 2400 1.2V 2.3А/час - 30 г х 7 = 280 г


В 2004 году опробывали SCD-3 - солнечную батарею. SCD-3 при ярком солнце выдавала при 12V - 100мА, при 6V - 200мА

Реально для зарядки одного комплекта (2400 мА/час) аккумуляторов нужно два дня. Так что такую батарею можно рассматривать только как резерв на непредвиденные обстоятельства: например, как-то засунул рацию в подтекавшую герму и она там больше суток пролежала: сама рация выжила, а вот батарейный отсек прокорродировал и акк. полностью сели. А так, одного комплекта АА акк. на рацию на месяц нам вполне хватало, для старенького Гармина GPS-12 - 2 комплекта. Много жрал камерный галогеновый фонарь на 20Вт - в 2005 году начали опробывать свотодиодные дивайсы - они, в ~5 раз меньше энергии потребляют.

Напрямую заряжать видеокамеру (DCR-TRV900E) от солнечной батареи нельзя - приходилось сначала днём заряжать 7 штук 1.2V АА аккумуляторов, вечером от них камеру. За полный солнечный день SCD-3 (в конце похода просто ставил батарею на деку байдарки) - 15 мин аккумулятора в камере. Мало, конечно, но как резерв, неплохо: каждый, кто выжимал из севших на холоде камерных аккумуляторов последние капли - оценит.

Аккумулятор на камере можно зарядить от 7 аккумуляторов АА . Насколько я понимаю, система там такая: без нагрузки зарядное устройство выдаёт напряжение больше 8В, когда идёт заряд напряжение уменьшается, при полном заряде оно увеличивается и реле отключает питание. Также оно отключает питание, если напряжение питания станет меньше 7.2В (когда ток начинает течь в дугую сторону).

''Литий-ионные аккумуляторы заряжаются, подобно автомобильным, не током, а напряжением (это такая формулировка в книжках). Так что заряжать через резистор, от любого источника с напряжением выше, чем заряжаемая акк. батарея, задав просто ток заряда, можно лишь никель-кадмиевые, никель-металлгидридные и прочия щелочные аккумы. Для защиты от дурака внутри всех литий-ионных батарей как и внутри сотового телефона стоит специальная схема на аж трёх микросхемах, которая требует исключительно от 4,8 до 5,2В. Не больше и не меньше.''


В 2005 году купили раза в 4 большую по площади батарею. При рапряжении 12В она выдаёт на ярком солнце более 1А. Никель-металлогидридные АА аккумуляторы заряжала примерно за 2 часа. Но толком опробовать эту солнечную батарею не успели: времени для съёмок было мало и проблем с питанием камер не возникло. Основа фотоэлектрического модуля - стеклотекстолит. Защитное покрытие - ламинатная пленка. На задней стороне модуля - контактные площадки для подпайки проводов. Пиковая мощность: 10-11 Вт. Номинальное напряжение: 12 В. Напряжение в точке максимальной мощности - 17 В. Ток в точке максимальной мощности: около 0,6 А. Ток короткого замыкания: около 0,85 А. Напряжение холостого хода: около 21 В. Размеры: 435х310х6 мм. Вес: 0,45 кг. Сейчас эта фирма продаёт в два раза более лёгкие гибкие модули.


Солевую батарею [Найти ссылку на сайт] не пробовали, но судя по описанию с ней слишком много возни, да и если побывавший в работе солевой раствор с хлоркой выльется в байдарку - радости от этого будет мало, да и вся рыба в реке распугается... Да и невыгодна она по весу - лучше разориться и купить литиевые аккумуляторы - по соотношению вес/мощность примерно в 3 раза эффективнее (с учётом веса соли).

Батарейки мне не нравятся - в походе их выбрасывают, что не есть хорошо в плане экологии...


Подсветка

Лампы:
HVL-20DW2 7.2V - 20W. Питание от внешнего аккумулятора.
HVL-S3D 7.2V - 3W. Питание от аккумулятора камеры.

HVL-20DW2 HVL-S3D


Использование светодиодов:


Штативы

Самые выигрышные кадры - крупноплановые. Только вот для них нужен штатив - вообще без штатива фильм не снять. А так, поставил штатив около костра и на всех по очереди наводишь, где-то минут через десять на оператора внимания перестают обращать. Цифровой зум, кстати, надо сразу и навсегда отключить.

Slik 504QF II
Штатив Slik 504QF II (Slik Corporation Tokyo) 2.57кг

Velbon CX440
Velbon CX440 - 1.2 кг

Manfrotto 701RC2
Штатив Manfrotto 701RC2 - 2.xx кг



Запись звука

Микрофон Philips stereo SBC ME570 50-18000 Hz,-45dB, 600 Ohm. Имеет встроенный источник питания, подсоединяется к микрофонному входу камеры. Для записи ''интервью'' обязательно надо брать дополнительный удлиннительный шнур.

Philips stereo SBC ME570
Микрофон Sony ECM-HS1 electret condenser microphone. Подсоединяется к колодке камеры. ''Зуммирует'' звук, но реально запись звука весьма посредственна.

Sony ECM-HS1


Микрофон-петличка Sennheiser SK-100 - EK-100. Беспроводной - устойчивый сигнал до 200 метров (в пределах прямой видимости). Записи на SK-100 летом 2005 года на Щугоре (mp3-файлы)

Sennheiser SK-100 - EK-100









Съёмка под водой



Хариусы на Нелкаюгане
Хариусы на Лаптапае






Сценарий фильма

Современная бытовая видео и компьютерная техника достигла таких высот, что любой нормально зарабатывающий человек, отказавшись от преобретения новой машины или от очередного евроремонта, может создавать фильмы, по качеству картинки не уступающие фильмам Феллини или Тарковского. Шедевров, тем не менее от этого больше не стало, поскольку дело не в технике, а в голове автора. Так как сделать фильм хоть не уровня Феллини, а чтобы друзья и родственники его смогли до конца досмотреть? Чем вообще шедевр от поделки ремесленника отличается?

Там же, чем живое отличается от неживого. Как и все жизненные процессы, так и произведения делятся на естественные и искусственные. Первые, впитывая окружающую энергию, растут и развиваются сами, вторым нужен присматривающий за ними хозяин, без которого они разваливаются. Живое это то, что непрерывно воссоздаёт самоё себя. Любой текст, любые картинки на экране, чтобы стать произведением должны заново родиться и вырасти в головах зрителей. Такова уж природа информации: без наблюдателя она не существует. А зрителя можно привлечь к экрану, если он почувствует интерес, эмоциональную сопричастность к происходяцему.

Снимать нужно больше крупных планов, лиц, деталей (например, руки). Снимать с разных точек, разными планами. На каждый план надо давать 2-4 секунды, итого весь эпизод около 15 сек. Желательно, чтобы в эпизоде был какой-то юмор. Но это уже как повезёт. Крупные планы самые выигрышные, на них видны эмоции, а человека, как существа общественного, именно они к экрану и притягивают. На этом, кстати, основан успех голливудских фильмов: механизм прост до безобразия: у Митты это хорошо описано. В документальных фильмах применить эту тактику значительно сложнее, поэтому-то большинство из них и получается скучными.

Сюжет нужно обязательно заранее придумать, иначе получится занудный видеоряд, из которого потом разве что ‘’клип под музыку’’ можно будет склепать. Главное даже не сценарий, а сама идея фильма. Например такая: вовлечь самих участников похода в делание фильма - пусть каждый играет самого себя. По дороге ‘’туда’’ у тех , кто согласится, взять интервью: ‘’зачем ты идёшь в поход, как ты себе представляешь, как он будет проходить, что ты умеешь делать ...’’ и т.д.

Потом нужно много снимать, или делать вид, что снимаешь, чтобы участники похода перестали на камеру обращать внимание. Для этого действительно нужно очень много плёнки и аккумуляторов: никогда нельзя предсказать заранее, что человек сделает или скажет в следующий момент...

Дорогой ‘’обратно’’ опять интервью у каждого, а дома монтаж фильма из нескольких новел. Может получится очень смешно, а может и наоборот. Фильм будет интересно смотреть, если удастся проявить характер каждого из участников.

Стратегия ‘’вовлечения в фильм'' снимает главную проблему документальных съёмок: самые интересные кадры, когда человек не замечает, что его снимают, но когда потом всем эти кадры показывают, большинству это не нравится: так можно и своих лучших друзей лишиться. А вот если они будут знать, что их могут снимать, то самые закомплесованные, с избытком самомнения будут об этом помнить, а большинство будет потом воспринимать себя на экране с юмором: предупреждали ведь, и как это я забыл...






Монтаж фильма

Ссылки

Сайт Михаила Афанасенкова

Александр Митта. Кино по Эйзеншнейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому...

Обсуждение аккумуляторов на vesle.ru

Обсуждение сценария походного фильма на сайте Скитальца


Сергей Гроховский.
(Последние исправления - 08.04.2006)


На главную страницу