Время работы библиотеки Московского турклуба -
Понед. Вторник. Четверг - с 16 по 20 час.
Среда, Пятница - с 14 до 18 час.
1 отчет - 1руб. Ксерокс - 2руб. стр. А4.
Отчеты из библиотеки Московского турклуба по рекам Калар - Витим.
Отчет №1688. п.Чара - п.Наминга - р.Чина - р.Калар - р.Витим -п.Бамбуйка. 1967 год. 5 к.с. Бревенчатый плот.
Отчет №1820. п.Чара - р.Кильчерек - р.Чина - р.Амудисса - р.Калар - п.Ср.Калар. 1969 год. 4 к.с. Байдарки, лодки.
Отчет №2872. п.Чара - с.Удокан - р.Намингакитмакит - оз.Амутир - оз. Очки - верхн.Ингамакит - р.Биримян - р.Калар - р.Туруктакас - п.Ср.Калар. 1972 год. 5 к.с. Пеше-водный. Катамаран.
Отчет №2069. р.Витим 4 к.с. Байдарки.
Из отчета №4828 МГКТ. Тында - ст.Икабья - р.Икабья - пер.Амудисса - р.Чина - р.Калар - р.Витим. 1987 год. 4 к.с. Каяки, байдарки и катамаран. (Забыл записать фамилию руководителя - если знаете - напишите!)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА.
Район оз.Байкал притягивает к себе как магнит вот уже не один год. Проезжая по Забайкалью, проплывая ли или пролетая - постоянно взгляд через стекло иллюминатора, через облака или через пелену дождя и тумана пытается найти знакомые и такие дорогие глазу очертания. Густо настоенный на хвое воздух Северобайкальска после душного вагона просто пьянит, упругий мох на болотах, запахи тайги - все это почему-то заставляет как-то тихо щемить сердце. Что это? Возрастная ностальгия? Почему мы опять и опять возвращаемся в эти комариные места, да не всегда самые красивые, есть лучше. В поисках ответа на этот вопрос мы в очередной раз оторвались от бетонной полосы Московского аэродрома, выложив каждый по 95 руб., а кто тихо, по-английски, покинул Москву в вагоне поезда, выложив по 50 руб. Место встречи р.Калар, правый приток р.Витим. Дорога в поезде от Москвы более утомительна, наиболее предпочтительна комбинация - самолет - поезд. В последнем варианте первый населенный пункт на "священной земле" г.Чита, время пребывания в нем ограниченное, поэтому рассказать о нем можем немного, отрезок же пути от г.Читы до г.Тынды прошел, ну скажем, хорошо! Колея петляет все время между сопок, причудливые повороты, дороги за окном, скалы, море тайги. Под ритмичное постукивание колес негромкий рассказ попутчика, старожила этих мест о так называемом "Малом БАМе" /ст.Бамовская транссиба - г.Тында/, о золотоискателях, медведях, пожарах и повышенном уровне радиации - покрывает этот край ещё более густой пеленой таинственности. Это любопытная страна! Незаметно и Тында, если без опоздания "прибудет поезд, то отправление поезда в сторону Чары часов через восемь, и можно побегать по Тынде, где все необычно, романтично, во всем виден колоссальный труд людей. Велик ты, человек, в своих деяниях! А какие хорошие люди на БАМе, как впрочем и везде в России. Но нам кажется: здесь - отзывчивее, добрее. Нам не везет, и осмотрев красивый вокзал г.Тынды, едва купив билеты, едем. Это настоящий БАМ, не малый, одна колея, широкая насыпь посреди болота. Хотя мы проехали по БАМу не одну сотню километров, поездка нас всё же волнует.
От ст.Икабья начинается этап активной части похода. Волок не слишкож тяжёл (в сравнении, скажем, с волоком на Р.Урик), болот немного, перепады высот небольшие, но попадаются участки, где тропа теряется, часто приходится "бродить" реку. С дарами природы бедновато - 2(два) хариуса плюс несколько вёдер грибов. Ягод мало: стоит сухая погода и весной были морозы. Ориентировка несложная, хотя картографический. материал оставляет желать лучшего. Из экзотики - стойбища эвенков с традиционными чумами и кострами типа "звезда" /когда большие брёвна кладутся торцами друг к другу/. Большие красивые озёра частично покрыты наледями Участок на последних 20-30 км вдоль р.Чина и р.Калар менее интересен, т.к. идёт по тракту, везде видны следы: пребывания людей в виде различного рода мусора и т.д. Калар неожиданно поражает нас шириной, мелководьем и отсутствием хороших /классических/ мест для стоянки.
Сплав по р.Калар не очень сложен, но требует умения работать веслом на большей воде. Препятствия располагаются сравнительно редко и носят локальный характер. Берега красивые, скалистые, гористые, поросшие тайгой, и чем дальше на север, тем горы выше. Особенно красив 70 км участок Бирминьянского каскада - длинные километровые отрезки с 300-400 м отвесными скалами, с одной стороны и песчанвыми пляжами по друтиму берегу. Добавьте к этому солнце, прозранную слегка прохладную веду, немного фантазии, и вы увидите всю группу, безмятежно плещущуюся в воде, загорающую на роскошном песчанном пляже с отпечатками лап хозяина тайги.. Тишина. Кажется, что время остановилось.
Впадая в Витим, Калар ''прюпилил'' каньон, Река с большим возмущением, тяжело ворочаясь в неуютном каменном ложе, мимо скалистых пляжей и стенок вливается в ВИТИМ. Простор. Огромные горы с проплешинами пожаров. Запах дымами и чего-то ещё... Может бмть вечности? древности? опасности? Что я говорил раньше:
"величестввнёй человек"? Нет! Самообман. Он тщедушен в этом царстве вечиых скал, запутался в суете, мелких делишках. Господи, заметь его там, в этом мире тайги, всели в него мужество, ужеренность в себе!
Река скорости не теряет - успокаивается перед перекатами и шиве-рами, чтобы, опять разогнавшись, вздыбиться огромными валами, раскачаться, расходиться; и долго снова успокаивается.
Растительность всё та же, но в сравнении с Каларом всё просто укрупнилось. Шиверы стали злее, опаснее: вал по всей реке, уйти от него некуда. Наиболее красивы участок до р.Ципы и от р.Бамбуйки до впадения Витима в Муйскую котловину. Часто быаают встречные ветры с севера, и катамаран тогда сдувает наверх, к Калару. Если вы не спешите, обязательно остановитесь рядом с деревней Тулдынь. Попарившись в баньке у ручья, попейте чаю покрепче, подумайте о смысле жизни, о суете всего мирского. Скоро на этом месте построят Мокскую ГЭС, и пропадёт ещё одно заповедное, редкое по красоте место.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Волок на р.Калар. /Ходовое время - 7 ходовых дня. техническое время ~55 часов, протяженность 93 км/
Существует классический древний путь на р.Калар, которым пользовалось не одно поколение туристов - это от пос.Чара по старому зимнику /Чара - пос.Удокан - пос.Наминга - Бурпола - пос.Могоча выход к железной дороге/. Отнимал он в доброе старое время около восьми - девяти дней, с заброской, частично до пос. Наминга на машине и далее пешком - примерно 80 км. Этот маршрут хорошо описан в литературе Владимирским и в отчетах №№ 1688, 1820, поэтому мы не будем его подробно описывать, а остановимся на нашем варианте заброски, который позволил с открытием движения по трассе БАМа начать от ст. Икабья /если ехать от Тынды, то не доезжая остановку до пос. Чара/. И этот вариант позволяет, избежав добывания машины, сразу с поезда оказаться в точке волока.
В Москве нам удалось встретиться с группой туристов, которые нам рассказали, что они поднялись по речке Икабья /приток Чары/ вверх, затем перевалили через хребет Удокан по одному из притоков Б.Икабьи и спустились якобы по р.Читканде сразу же к Калару. Общая идея на схеме выглядела так:
В 17.00 стали вязать плот с целью переправить разведчиков на другой берег и, искать там дорогу, ведущую в верховье. Связав из четырех бревен плот, послали разведку и через два часа получили информацию о хорошей тракторной дороге, идущей в нашем направлении. Так как лагерь был на левом берегу, решили сделать ранний подъем в 6.00.
22 июля /третий ходовой день/. Подъем в 6.00, переправа. Ходовой день с 8.00 до 19.00. Жарко, донимает гнус. Через две ходки, подъемом через редколесье по мхам и стланнику, вышли на роскошную дорогу и уверенно пошли. Дорога местами переходит в тропу, петляет между озер, местами заболоченна - но не сильно, куски не очень большие. Местами приходиться бродить ручьи. Тропа хорошо видна, оптимально режет все петли и меандры реки, местами небольшие взлеты на косогоры, разветвляется, мы выбираем левые. Затем тропа пошла с набором, вверх, по сухим мхам, река остается где-то справа, долина сужается, но остается достаточно широкой. Река весело журчит перекатами, местами разделяясь на рукава, шумит разбоями. Остановились на ночевку не доходя ручья, снизу хорошо видно гору, похожую на Шхельду на стрелке, но всё заросло хвойно-смешанным лесом, тропа стала уходить вверх и влево, и решено было остановиться, произвести разведку. Разведка не нашла тропу, идущую в нашу долину, очень густые заросли, сухие каменистые русла, буреломы.
23 июля /4-й ходовой день/. После подъема решено было выходить к реке по компасу, взяв курс на нашу правую долину, и ''рубить'' все буреломы, сухие русла и т.д. Ночью пару раз начинался дождь, утром пасмурно, через несколько ходок под дождем вышли к реке немного выше устья ручья. Пребрели реку и вскоре вышли к ручью - он более полноводен, чем река, по-видимому, после дождя Ручеек сразу перебрели, но вернулись на правый берег и пошли по нему идти неудобно и через одну-две ходки увидели крутую осыпь, подходящую к самой воде. Пришлось перебродить на левый берег. ручей очень бурный, шли стенкой, тесно обхватив друг друга, в тени за камнями. Ширина брода - примерно 50 - 60 метров, глубина местами выше колена. На левом берегу сразу вышли на хорошую торную тропу и за одну ходку вышли на "эталонную" террасу, где тропа круто пошла вверх по скалам серпантином от реки. В 12.00 обед, затем взлет серпантином на верхнее плато около 150 - 200 м и по плато, ''втягивание'' в долину ручья. В 17.00 встали на ночевку на каменистом плато, впереди в верховьях ручья, как в гигантском котле клубились облака и мощными тучами сползали на нас. Пришлось спешно ставить лагерь.
24 июля /5-й ходовой день/ Около 8 -10 км. Подъём в 8.50. Вся долина ручья ''забита'' туманом, который стекает сверху вниз - свежо и сыро. Сразу начался спуск, резкая потеря высоты - ручей прорезал плато красивым водопадом. Через четыре - пять ходок вышли к зимовью, тропа потерялась, попытки её найти не дали результата и вынудили нас идти по галечным отмелям и разбоям вдоль ручья.
Косогоры нас отжимали на другой берег, долина постепенно сужалась, тропа очень старая все время терялась, местами была залита, где по сухому руслу, где по бурелому упорно шли вверх. Медленно, очень медленно приближались к островерхим горам, видимым с вечерней стоянки. Пасмурно, в основном без дождя, в 18.00 решили встать на левом берегу в редколесье, заросшем грибами подосиновиками - жуткое количество. На противоположном берегу зимовье.
25 июля / 6-й ходовой день/ Вышли в 8.30 и через ходку, при-мерно минут десять, достигли эталонной стоянки на верхней хорошей террасе. К ней с другого берега ручья неожиданно вышла гигантская торная скотоводческая тропа, вся избитая копытами. С эталонной стоянки видно на другом берегу скалу, зимовье, под ней загон и пастбище, продолжение тропы. Оленья скотогонная тропа похоже идет с верховий р.Б.Икабья через перевал в сторону р.Амудиссы. Крутой короткий взлет тропы практически со стоянки сразу на перевал - /примерно 200 м/, тропа идёт редколесьем, хорошо зачищена. Перевал просмотрели и поняли, когда кулуар стал с понижением вырождаться в жуткую гигантскую болотину, из которой и вытекает Левая Амудисса и в районе большой наледи сливается с Правой Амудиссой. Обедали в 12.30 у начала большого озера - наверху стоят геологи, ниже эвенки пасут оленей. После обеда тропа идет по колее вездехода, по ней мы довольно резво выходим на брошенную шахту Угольную, с нее по колее выходим к озеру. Колея уходит в сторону от озера и, такие впечатления, что будет уходить по косо-горам в сторону от слияния р.Амудиссы с р.Чиной. Приближается дождь и, в 17.00 становимся на взлете в редколесье на ночевку.
26 июля /7-й ходовой день/ Ночь без дождя, густой туман. От стоянки дорога идет через увал, все время болота, идем вдоль колее. Реки не видно, осталась справа. Вскоре увидели вдалеке последнее озеро и вышли к реке, где она делает характерный изгиб перед озером. Колея с востока обходит озеро и выводит на бугорок на стрелку р.Амудиссы и р.Чины. При слиянии обе реки разделяются протоки. Против отмели на правом берегу р.Чины большая наледь. Некторые протоки довольно глубоки и с быстрым течением. Перебрели по съезду колеи. Правый берег р.Чины обрывистый /высота 6-8 м/ в верхнего конца наледи. На берегу стоит красный памятник инженеру-геоустроителю. В пяти метрах от бровки обрыва вдоль берега идет прекрасная дорога /широкая, сухая, каменистая/ и, до начала болот, описанных в классическом волоке, оказалось примерно 3-3,5 км. Болото оказалось не таким серьезным как думалось, вдоль Амудиссы было местами хуже. Сложность болота возрастает по мере приближения к ручью Дарос. Ручей довольно широкий и полноводный, перебрели спокойно по перекату. За Даросом сплошное болото кончилось и выродилось в заболоченные участки. Довольно быстро и легко дошли до ручья, впадающего в р.Чину почти против Семерчены. Сразу за ручьем отличная площадка для лагеря, где и заночевали.
27 июля /8-й ходовой день/. После холодной ночевки густой туман. Часа два дорога "срецней паршивости", местами заболоченные участки /небольшие/, ручьи вдоль и поперек дороги. Дошли до ручья, впадающего в р.Чину против Талакана. Брод несложен, и, обозначенная на карте избушка расположена на стрелке ручья у р.Чины у самой воды. При впадении р.Талакана - огромная наледь. Вскоре после Талакана колея в двух местах переходит на левый берег существенно раньше, чем обозначено, на карте. По правому берегу колея идет, но становится все хуже и, хуже, вскоре опускается на галечник и уходит на левый берег. В устье левого притока, перед р.Читкандой расположено несколько домиков геологов.
Постепенно вода отжимает колею вплотную под правый берег, приходится идти по курумнику метров пятьсот, справа склон порос мхом и редколесьем. Вскоре не выдержали курумника и стали без тропы уходить вверх. Под ногами камни, заросшие мхом, ягелем и стланником. После разведки срезали изгиб реки и вышли на торную тропу. Наконец с горы увидели устье реки Читканды, при ее впадении огромная наледь. Прошли за устье Читканды 2 км в поисках
хорошей стоянки. Встали на галечном полуострове, заросшем лиственницами. Река перед нами дробится на протоки, простые перекаты. - Всё. Конец волока.
СПЛАВ ПО РЕКЕ КАЛАР
Калар типично горно-таежная река. Она образуется при слиянии рек Чины и Талакана. В верховьях, ниже точки слияния, ширина реки 30 - 50 метров, глубина 1-1,5 м. Отсюда можно бы начать сплав на мелкосидящих судах, однако одним руслом река течет три - четыре километра, а дальше вступает в пределы большого расширения, река дробится на многочисленные протоки, усеянные галькой и валунами. Вода, текущая со скоростью 5 км/час, кипит на камнях, поэтому сплав традиционно начинают на 10 км ниже, там где в Калар впадает слева крупный приток Читканда, отсюда до впадения Калара в Витим 450 км, насыщенных перекатами, шиверами и и порогами различной сложности. Устья впадающих рек Талакана и Читканды забиты гигантскими полями-наледями. По характеру препятствий Калар можно разделить на несколько участков:
Верхний каскад I;
Верхний каскад II;
Биримьянскии каскад.
Эти названия соответсвуют описанию в книге Владимирова. "Туристкие маршруты бассейна р.Витим", отчетов в клубах мало, они очень старые и, техническое описание маршрута сделано слабо. Сложность препятсвий растет постепенно, после всех препятсвий имеется достаточно много места для организации страховки.
Верхний каскад 1 - это слабые порожки с большим количеством камней, ширина реки - 40-50 м, глубина 0,3-0,8 м, скорость -5-6 км/час, высота стояков не более 6,5 м, длина препятствий 0,5-1 км.
Верхний каскад П принципиально ничем не отличается, только увеличивается расход и, как следствие, высота валов.
Наиболее сложные, многоводные пороги с валами 1,5-2 м, бочками, уловами встречаются на участке от реки Станнах на
/Одна страница пропущена/
приурочены к сужениям русла до 40-60 м, имеют длину 200-250 м, перепад в нашу воду около одного метра, начинаются небольшим заходным перекатом, отстоящим от порога на 50/75 метров. В русле отдельные, хаотически разбросанные камни. Большинство из них торчат на 0,5 м из воды и хорошо заметны. Пороги проходятся с ходу, линия движения видна с воды. Наиболее понравился нам пор.4: вход ближе к правому берегу, затем вода падает через большие валуны, поэтому приходится наискось пересекать струю, чтобы попасть в главный слив, расположенный ближе к правому берегу. Страховку на этом участке осуществляли с воды в "тандемах", подстраховывая друг друга. Между всеми порогами достаточно места для организации страховки, т.к. отделены они участками 1-2 км друг от друга.
Ниже устья Аммукачи горы плотнее подступают к реке, Калар начинает сильно петлять. Петли по 5-6 км с направлением течения, то на запад, то на восток - составляют одну гигантскую излучину длиной почти 65 км, тогда как по прямой всего 13 км. Калар, несший свои воды на юг, меняет направление течения, сначала на северное, потом на западное.
П-8 /при впадении р.Чукчуду/ Он представляет сложность лишь в малую воду, когда мель прижимает к скалам. В большую воду - обычный прижим. Сложнее порог П-9.
День закончили прохождением П-11 с очень сильным навалом, /прошли в 2-4 метрах, несмотря на мощную работу/.
В самую вершину излучины впадает один из крупнейших левых притоков - Джемку /353-й км/, который делит излучину на две части, различные по сложности прохождения. В верхней части расположена серия из 9 порогов /Верхний П каскад, п. 12-20/ и десятка перекатов. В нижней - всего одна шивера и шесть перекатов.
Распределение серии порогов по длине неравномерно. Первые 8 начинаясь сразу за Аммунакачи, следуют один за другим с незначительными интервалами. Девятый порог находится в самом конце участка, в четырех километрах от устья Джемку. Пороги в общем схожи с предыдущими, но отличаются тем, что образованы выходами в русло коренных пород, приблизившихся к реке отрогов, а потому менее каменисты. Длина каждого примерно 150-200 м, ширина русла 40-45 м, стоячие волны не превышают одного метра. Пороги этой серии отделены друг от друга короткими, спокойными и глубокими, до 5-6 м плесами. Наиболее мощными нам показались 13, 14, 15 и 17 - проходили сходу с взаимостраховкой. Ниже устья Орогочи /левый приток - 381 км/ Калар успокаивается, скорости падают. Река течет между отвесными стенками, обрывающимися в воду уступами до 6 м высотой. За устьем Джемки начинающимся перекатом гремит по камням мощная шивера. Дальше р.Калар до впадения Чукана /левый приток 325 км/ имеет спокойный характер. Река сильно петляет. Ниже на участке в семи километрах перед устьем р.Катугин, расположены 3 порога /21-23/.
Пор. 21 слышен издалека, видна скала, торчащая из воды, ширина реки достаточно большая, от больших валов можно уйти без сложных маневров. Боя в скалы правого берега /как описано у Владимирова/ не заметили Проходим всеми судами сходу.
Пор. 22, 23 прямые, в русле кое-где торчат камни, но отдельного описания и зарисовки пороги не заслуживают, если не сказать, что последний порог расположен в устье Катугина и в нашу воду слабо напоминает порог. Ниже впадения Катугина на правом берегу домики гидрометеостанции Катугино.
После Катугина Калар становится мощным и широким. Долина немного расступается, горы уполаживаются и отходят от реки. Длинные плесы чередуются с короткими перекатами и несколькими порожками. На участие почти в 70 км до устья Чопкокона /левый приток - 250 км/, их шесть /п. 24-29/ - образовались в местах перелома профиля дна. Камней немного. Есть небольшой навал на прижимнай берег. Шли всё сходу, без просмотра. Ширина русла на этом участке колеблется от 70 до 800 метров, скорость от 1-2 км/час на плесах до 5-6 км/час на порогах и перекатах.
Ниже сложность реки постепенно возрастает, /длина этого сложного участка 70 км/ до выхода реки в Среднекаларскую котловину. Мощные прижимы о сочетание с увеличенным падением реки /в среднем 1,5 м на километор/ и более высокими скоростями делают реку интересной. Скальные участки не всегда дают возможность осмотреть препятсвия с желаемого места и заставляют переходить с берега на берег. На первой половине участка до реки Станнах /211 км, река размытая и устья притока не видно с воды/ Калар как-бы разгоняется, входит в силу. Всего здесь три порога / П. 30-32/ и ряд перекатов и прижимов. Пор.30 - длина 1,5 км, хорошо просматривается с воды, много камней, ню особой мощи не проявил. Пор.31 /хотя и находится на выходе из разбоя описанию у Владимирова не соответсвует - нет боя в скалу/. Зато шивера в двух с половиной километрах выше реки Чукчуду /228 км/ в точности соответствует описанию порога. Мощность шиверы значительна, валы достигают 1-1,5 м.
Пор.32 в устье реки Чукчуду несложен: перебойной струи, как описано у Владимирова, не было из-за сильного разлива и обилия камней. Зато за высыпкой образовался перекат.
Вторая половина участка длиной 35 км /пор.33-35/ называется Берминьянским каскадом. Это, пожалуй, наиболее красивый участок. Река течет в высоких скалистых берегах, частые повороты, и, как правило, если с одной стороны трехсотметровые скалы, то на другом берегу - галечные отмели. Скала "Медведь" хорошо видна с воды, и может служить ориентиром 33 порога. Порог достаточно мощный, но особого навала на скалы в нашу воду не просматривалось. Камней мало, валы 1-1,5 м. Проходим с просмотром всеми экипажами. Наследующем повороте самый красивый и мощный порог /на карте не обозначен/.
Пор.З3а. Длина 500-700 метров, ориентир правый поворот; навал на левый берег, мощный отбойный вал, стояки 1,2-1,5 м. Проходим с просмотром всеми экипажами, с нижней страховкой катамараном.
Пор. 14, 15 /34, 35/ через 1 км, длина 300-400 м, по характеру слабее, чем выше описанные, ню тоже большие валы, высокая скорость течения. Проходим с просмотром по берегу, поэкипажно, со страховкой катамараном.
За 34 порогом ощутимо упало течение. Река Берминьян впадает широкой дельтой.
Порог 34а Ориентир - поворот реки, длина 300-500 м. Порог не очень сильный, прижим слабый.
Ниже порога остров, у приверха острова на правом берегу постройки. Правая протока пересохла. В этом месте долина существенно раздвигается. Калар успокаивается, все препятствия в виде перекатов и шивер. У длинного острова правая протока пересохла. Следующие острова обходятся по воде, и вскоре на правом берегу поселок Ср.Калар. Ниже поселка река почти сорок километров до устья левого притока Талакита /113 км/ течет по заболоченной широкой низине. Ширина русла 130-150 м, скорость в среднем 1,5-2 км/ч. Ниже Талакита Калар обступают низкие занесенные горы, река начинает петлять, и постепенно скорость потока возрастает до 6-7 км/ч. В русле попадаются группы островов, перекаты и ши-веры следуют друг за другом, плесы удлиняются.
Пор. 18, 19 /по нумерации на карте/ заслуживают внимания - это чистые сливы и валы в пределах одного метра.
Пор.21 - длина 800-900 м, достаточно мощный, структура обычная.
Пор.23 /по карте, №36 по Владимирову/. В пяти километрах от устья Калара расположен порог "Центрифуга". Он приурочен к большому островному разбою. Основная масса воды идет правой протокой; которая 400 метровой циркульной трубой огибает галечный остров. Воды много, стояки 1,2-1,5 м, высокая турбулентность воды, сбивки струй, круговороты. Правый берег, образованный скальными породами, напротив нижнего конца острова выступает в реку бойцом. Поток, разогнавшись по дуге, ударяет в боец и отражается в скалу левого берега.
Схемы некоторых порогов приведены. Скорость на отдельных порогах доходит до 20 км/ч.
Последние пять километров Калар течет в узком коридоре /30-40 м/, прорезая отроги Нижне-Каларского хребта. Течение быстрое, практически перекат с возмущениями воды и валами.
СПЛАВ ПО РЕКЕ ВИТИМ /183 км/
Сплав по р.Витим после впадения р.Калар характеризуется явлениями среднего течения Витима - улова, ''поганки'', круговороты воды с обратным течением в местах глубоких вогнутостей берегов или после шивер и перекатов, по бокам их сливов. Шиверы становятся очень полноводными, валы 1-1,5 м, после возмущения река долго не успокаивается.
Через 25 км ниже устья р. Ципы горы отступают от реки, долина расширяется, и Витим входит в Бамбуйскую котловину. Река, сохраняя быстрое течение, приобретает спокойный характер. Обходя галечные косы, она выписывает плавные широкие изгибы. Много низких залесенных островов, почти у каждого из них образуется перекат. Еще 22 км,и слева впадает р.Бамбуйка. Всего на участке 10 шивер и примерно 35 перекатов.
Ниже устья р.БамбуйкиВитим еще 12 км течет по котловине. Река широкая, много островов. Потом горы, замыкающие котловину с севера, снова вплотную подходят к воде: Витим вступает в пределы Южно-Муйского хребта. Скалы стискивают мощную реку до 150-200 м. Долина приобретает вид темного ущелья, обрывистые берега которого сплошь покрыты осыпями разрушенных скал. Витим кипит и пенится на камнях, во многих местах заваливших русло. Такой характер река имеет на всем 50 километровом участке пересечения хребта. Это наиболее сложная для плавания часть Витима, где расположены семь самых бурных шивер. По своему строению и условиям прохождения каждая шивера требует особого подхода. Но все они имеют одну особенность: чем выше уровень воды, тем легче обойти стороной основные волнения в главной струе, по которой сложно проходить на каяках и байдарках.
Шивера II. Через восемь километров после вступления Витима в Южно-Муйский хребет, длина 600 м. Река огибает большую галечно-валунную косу. Шивера расположена в вершине поворота, проход чистый, валы 0,5-0,8м. Прошли сходу всеми судами.
Шивера "Широкая речка" /Ш-12/ - длина 200-250 м. Находится она у самого конца правобережной галечной косы,перед сужением. Прошли сходу всеми судами.
Шивера "Большая" или "Верхняя Тузалинская" /Ш-13/ принадлежит к шестерке самых мощных Витимских шивер. Длина 1,5 км, ширина в нашу воду 120-150 м. Ориентир справа - крутой берег, слева - галечно-валунная коса. Основной поток вдоль правого берега. В русле крупные камни-избушки и косые валы от них. Проходить под левым берегом, проход сходу без просмотра.
Шивера "Малая", "Нижняя Тузалинская" /Ш-14/ находится через 4 км спокойного плавания - зеркальное отражение своей сестры:
правый поворот, крутой скальный берег слева, а галечная коса справа. Длина 600м. Проход ближе к галечной отмели, всеми судами сходу.
Быстрина с ''поганками''. Следующие шесть километров Витим радует обилием поганок. Скорость течения 10 км/ч. Река по-прежнему выдавливается горами до 100-120 м.
Шивера. Ориентир - слева дом, не доходя два километра до левого притока Тулдынь, в сужении, в створе будущей Мокской ГЭС. Даже нас, не раз это место проходивших, встречает мощный каскад валов /1-1,5 м/ по основной струе, избежать которых практически невозможно. Вода мощная, валы пологие, но катамаран, как пушка, взлетает на гребни и там зависает, гребцы беспомощно с высоты ищут лопастью воду и не находят.
Большие участки спокойной воды расслабляют и, мы шли сходу всеми судами, но ряд экипажей был на грани киля.
Тулдунская шивера /Ш-15/левый приток двумя рукавами 0,5 км ниже, напротив старого прииска.-Многообещающая Коса, гремит шивера Тулдунская, её длина 1,5 км. Правый берег по всей длине шиверы сплошной скальный обрыв, под ним, примерно занимая треть реки идет основная масса воды, с валами 1,5-1,6 м. Волнение вызвано донными грядами коренных скальных пород, выступающих в реку до середины. По правой части проход возможен катамараном и сложен для других судов. С другой стороны в русло вдается галечно-валунная коса с полузатопленными валжии и отжимает в большие валы. Проход всеми судами сходу /группа знала хорошо шиверу/. Страховка "тандемами" и катамараном.
Шивера Сивак Ш-16 - длина 1,5 км - через 5 км, на крутом правом повороте расположена самая опасная /по местным понятиям/ шивера. Такую славу ей создали сплавщики, в течении многих десятилетий терявшие здесь свои грузы /по Владимирову/. У нас местный рыбак характеризовал состояние шиверы как критическое для прохождения моторок. Шивера мелкая, фарватер извилистый, валы 1-1,5м, серия валов перегораживает почти всю реку, проход под правым берегом, но там камни на заходе отжимают в валы и, их совсем не избежать. Левый берег скалистый, правый - низкая галечная коса,затопляемая по мере подъема воды.
Шивера "Благодатная" или "Таксимская" /Ш-17/ через 3 км р.Витим делит крутой, почти на 90^ поворот направо и вода отражаясь от отвесной скалы высокого гольца на левом берегу устремляется к следующей шивере - Благодатной, перед ней Витим несколько расширяется. Левый берег у шиверы - скальный, обрывистый с несколькими выступами в реку коренных скальных пород, от которых образуется целый ряд косоидущих стоячих валов, точно такие же валы идут и от правого берега, где на поверхность выходят огромные плиты коренных скальных пород. Шивера обманчива, на входе совершенно чисто, но через 700-800 метров косые валы сходятся и образуют стоячие волны 1 - 1,2 м. Прохождение сходу всеми судами, страховка катамараном. Существенно слабее предыдущей шиверы.
Шивера Ивановская Ш-18 - длина 600 м, через 2,5 км спокойного сплава, ориентир: правый берег высокий, обрывистый; левый - галечный Основная струя идет под правым берегом. Слева довольно спокойно. Прохождение всеми судами сходу. Несложная.
Через 3 км окружающие горы, достигнув наибольшей высоты, неожиданно обрываются, и Витим из узкой каньонообразной теснины выливается на простор Муйской котловины. В "каньоне" всегда ветер ревет,как правило,встречный, а здесь неожиданно тишь, простор и вдали виднеется большой мост через Витим, краны и строения на левом берегу. Несколько километров спокойного сплава и пос.Витим.
Продольный профиль р.Витим на участке Калар - пос.Витим
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОХОДЕ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЯМИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ГРУППЫ В ПРЕДПОХОДНЫЙ ПЕРИОД И НА САМОМ МАРШРУТЕ
I. В подготовительный период особое внимание уделялось безопасности - в том числе индивидуальному снаряжению: спасжилет емкостью 25л, имеющий внутреннею обвязку, петлю на спине, карман с индивидуальным набором /спички, плекс, бинт, йод/. Все спасжилеты проверены в Подмосковье и участники убедились, что обвязка подогнана, жилет обеспечивает устойчивое положение в воде. Каска хоккейная у каждого участника. Щитки защитные имелись не у всех, т.к. вода ожидалась большая и препятствия в виде валов, уловов - т.е. присущие большой воде. Костюм для сплава: свитер, шерстяные брюки, сверху капроновый костюм, на ногах ботинки. Групповому: экипажному снаряжению катамаран обеспечен спасконцами /два/,каждый баллон состоит из двух автономных отсеков, гребцы сидят в упорах, проведены тренировки по опрокидыванию катамарана и восстановления на киль. Размеры катамарана, его водоизмещение позволяет безопасный сплав с байдаркой и экипажем. Байдарки КН, экипажи отработала действия при оверкиле на р.Черемош весной этого года, спасконец в наличии, обвязка и лея для удержания при сплаве. Каяки оборудованы чальным концом, обвязками.Группа схоженная, отработаны действия по ликвидации оверкилей в походах по Забайкалью, Кавказу, Карпатам.
Разработали тактический план похода и варианты схода с маршрута. Встретившись с группой, которая год назад была на В.Каларе и забрасывалась с БАМа, уточнили возможные варианты схода с маршрута и ниячие людей на маршруте,способных оказать помощь: это долина р.Амудиссы /геологи/, устье Читканды /поселок геологов, где могут быть люди/, метеостанция Катугино, пос.Ср.Калар пос. Витим.
2. На маршруте. Перед выходом на маршрут по своим каналам выясняли ситуацию с пожарной опасностью в районе, т.к. несколько лет подряд горит Забайкалье /кстати были там несколько раз: Чая, Ципа - и каждый раз тайга горела. Выяснили, что обстановка напряженная, но горит в районе Читы. На маршруте узнали, что сильно выгорела долина р.Ципы и, дым частенько затягивал долину Калара /в низовьях/ и Витима.
Тайга действительно оказалась очень сухая,и поэтому мы были осторожны с огнем. В случае травм, которые потребовали бы вмешательство врача был запасной вариант, на волоке: - или возвращение назад, или движение в устье р.Читканды к геологам, при сплаве только вниз в Катугино, или в Ср.Калар.
Препятствия проходили со страховкой катамараном, Биримьямский каскад и часть верхнего течения /читай лоцию/ с взаимостраховкой в тандемах, а также с просмотром /смотри лоцию/.
На катамаран была возложена функция транспортного судна на случай залома или невозможности пострадавшего экипажа к сплаву. Экипаж катамарана имел опыт такого сплава по р.Песчанная. Опыт в данном походе не пригодился.
Учитывая автономность движения группы, длительную ненаселенку принимались дополнительные меры к обеспечению безопасности при сборе ягод, грибов, рыбалки, при уходе устанавливался контрольный срок возвращения, по одному не уходили, а уходя брали компас. Во избежании простудных заболеваний был установлен контроль за питьем и т.д.
График движения получался очень напряженным, еще в Моснве, осложнив его дополнительными потерями на волоке - всё это заставляло увеличивать ходовое время в течении дня, тем не менее группа старалась не растягиваться на маршруте, через каждый час собираться, т.к. На сплаве отставал катамаран. Серьезные пороги не проходили под вечер. Увеличение ходового времени достигалось за счет оперативных
# 37 от Fri Jun 11 12:11:34 1999
Валера, [email protected]тел. , г. Новосибирск
Буду признателен за любую информацию по реке Калар (зона БАМа) Ответить Прочитать ответы
http://www.delfin.ru/misc/fishing/Photos/8/05.html
Валера 11.06, 12:29 [email protected] 04:41.37
Саше (АВУ) привет, хотя ты наверное уже на реке. Еду как-раз туда, куда ты собираешся — район Чары. Варианта два:1 — река Токко правый приток Чары, 2 (запасной) — река Калар правый приток Витима. В августе гнуса в этих краях значительно убавляется и жить можно.
01.10.1999 05:05.00
Sniperу,
спасибо за теплые слова... На Калар забрасывался через Чару на УРАЛЕ-вахтовке (наняли за 1000 руб.), спокойно идет и 66. Самому Калару жить осталось недолго. В истоках начато строительство обогатительной фабрики, рудника и железки. В настоящее время до Чинейска уже отсыпана насыпь для железки и машина идет любая, вплоть до жигулей. Но пока работяги дальше Амудисских озер не забираются. Средний Калар — брошенная на выживание эвенкийская деревня с несколькими русскими. Две семьи еще держат оленей, каждая голов по 10 не больше. В начальный период перестройки они пропили 1500 голов. Более сообразительные купили себе снегоходы, но в первое же лето все машины загубили — плохо они по летней тайге ездють...
А поскольку они все пропили то припасов на охотничий сезон не закупили, а без припасов в тайгу зимой они не суются, значит ничего не добыли. Ничего не добыли — ничего не сдали. Ничего не здали — ничего не купили и т.д. Большая часть эвенков из Среднего Калара сейчас живет на помойках в Чаре. Чара тоже на ладан дышит, хотя с началом строительства Чинейской ветки жизнь немного затеплилась.
STAFу, фото цопфа выслал. Таймешата на поролон брали и на небольшой глубине. Особенно в устьях притоков. А вот ленки нет. Днем они стояли в пене у самого берега, ну а в сумерки я предпочитал мышку. Люблю я ее с юношеских лет. С уважением
30.09.1999 05:33.57
Sniper, STAF,
здравствуйте. Был на Каларе (правый приток Витима, север Читинской обл.) 5 недель. В истоках система прекрасных Амудисских озер. Но них ловили ленков и хариуса. Все одинаково неплохо шло на вертушки желтого цвета N3 и конгер, и мепс, и всяки-разны. Хариус средний 400-600 гр, ленок до 2 кг, но красив собака, с большими красными пятнами. Тайменя на озерах не было. На самой реке, точнее еще небольшом ручейке только хариус. Брал как на муху, так и на блесенки-вертушки N2-1. На 7 депь путешествия вечером налетела гроза. Гроза шумела около часа, а дождик после нее закончился через неделю. Денек постояло солнышко, а затем зарядило еще на полторы недели. Как следствие — большая мутная вода и безрыбье. Пришлось довольствоваться встреченным мясом, но не голодали (кстати землякам новосибирцам — когда в рационе 120 гр в день на человека, то острога — это добыча пищи, а не только удовольствие выслеживать рыбу глубокой ночью с факелом или фонарем, по самые уши в ледяной воде, а рядом товарищи зубами щелкают ...). Потом водичка спала — просветлела и началось. Брало практически на все. Из новых снастей понравился поролон и цопф. На поролон хватки следовали в начале подмотки, как я понимаю в момент отрыва рыбки от дна. Брало и на ямах, и на стрелках притоков, в хороших уловах. Рыбка из серенького поролона без всякой раскраски. Цопф — это практически дневная мышь, связанная из полосок меха, велась мною в полводы. Но больших тайменей небыло. Максимальный вес 6.5 кг. Единственная снасть на которую Я ничего не смог поймать — воблер. Хотя мочил его добросовестно ... Ленки стояли в пене у самого берега. Хватали на выходе снасти из воды, ощущение такое, что они выскакивали на берег сами. Хариус в большой реке стал помельче max 350 гр и только на муху. Зато на муху (маленький стриммерок) поймали несколько вальков (сиговые). В это время, в районе 5 сентября, ленок и хариус начал катиться с притоков. Красивое зрелище, чем-то напоминает ход на нерест. На одном притоке наблюдали, как эвенки ловят рыбу. Ширина притока около 10 м. Все русло перегораживается ежами из лиственницы. Эти ежи застилаются ветками. Получается, что река перегорожена плетнем типа воронки. В вершине воронки — лоток, куда падает практически вся вода(расход воды неблльшой). Под лоток подставляются перфорированные бочки, куда и валится вся рыба. Пользуются этим способом 1 раз в 5-6 лет на одном притоке. Начиная со среднего течения стали попадаться, как метко их обозвал Sniper, квакающие. Самая большая на 4 кг. На нашу беду попался лось. Чтоб его. Вкусный гад и мнооогооо. "... и долго голова деда Щукаря торчала среди подсолнухов". Но природа понравилась не всем. из пяти человек двое в такой тайге были впервые. И на них эти чахлые лиственницы и ягель поколено, да на фоне дождей произвели тяжелое впечатление. Немного донимала мошка, но мокреца небыло.В палатках ночевали всего несколько раз. В основном по избам, благо их на Каларе много. Избы хорошие чистые, с баньками, нары устланы шкурами оленей-сокжоев. Голубики и брусники тьма. На кедровом стланнике урожай шишек. Зверье...
Люблю я северную тайгу.
Sniperу, от заводных колец отказался уже давно, но нынче наступил на теже грабли. Но я его не ждал — расслабился, а стоит только расслабиться, как тебя тутже ... На маленькую блесенку схватил хороший ленок и ушел вместе с тройником, блесна осталась. К сожалению шуга пройдет мимо. Сидим на привязи на работе. К. Кузьмину, годится поролон для ловли тайменя, годится. А вот ленок не взял ни один. С уважением
Туристские возможности Каларского района.
Каларский район - самый северный в Читинской области. Размеры района по меркам европейца огромны. В его пределах уместились хребты Кодар, Удокан, Каларский, завитимские восточные отроги Южно-Муйского и Делюн-Уранского хребтов. Среди туристов наиболее популярен хребет Кодар, но в последние годы все активнее осваиваются Удокан и Калар с их вулканами, горячими и минеральными источниками.
На территории района живут эвенки двух племен: каларского и олекминского. Центр каларского племени - село Средний Калар, центр олекминского племени - село Чапо-Олого.
Повышению посещаемости района туристами способствует:
Доступность. Трасса БАМа проходит непосредственно через Кодар и Удокан, "пятерочные" и "шестерочные" маршруты можно начинать прямо с поезда, не говоря уже об экскурсиях и многочисленных интересных туристских обьектов. Вдоль трассы БАМ расположено три поселка: Куанда, Новая Чара, Икабья. Между ними удобное пригородное железнодорожное сообщение. В райцентре (с.Чара, 21 км. От ст.Новая Чара) - аэропорт.Самолеты в данное время летают только до Читы. По ж.д.идут поезда Москва-Тында, Кисловодск-Тында. Спокойная общественно-политическая обстановка, без национальных разборок всех уровней. Малонаселенность района (численность не дотягивает до 20 тыс. чел. - и это на площади около 300х300 км.). Местные власти и лесхоз пока не занимаются поборами с туристов, в отличие от районов Байкала и Алтая, например: Баготый выбор туристских обьектов и маршрутов.
Чарская долина.
Чарская пустыня - массив незакрепленных песков размером 5х10 км. Всего в 5 км. На север от ст. Новая Чара. Уникальное явление - песчаные барханы среди вечной мерзлоты. Имеются источники и даже стоянки древних людей эпохи палеолиты и неолита.
Горячий источник на оз.Арбакалир в долине реки Чара, в 20 км. На восток от села Чапо-Олого - народный курорт. Ункулур - горячий источник в 10 км. Восточнее от ст.Новая Чара, рядом с трассой БАМ.
Гора Зарод - эвенки называют ее Отт-Хая. Это тектоническое образование, осколок горы с правого борта реки Апсат, возникло в доледниковый период. Это крупный блок гранитов, полупогруженный во впадину и круто наклоненный к востоку. Ее высота над днищем долины составляет около 500 м. У разьезда Леприндо находятся два озера - Малое и Большое Леприндо. Возникли вместе с Байкалом в одно и тоже время и по одной причине - разлом.
Синильга - заброшенный поселок сталинских времен. Здесь жили разработчики месторождений урановой руды в 1949-1951 гг.
Кодар.
Ледниковый район - около 40 ледников, самые большие из которых имеют длину до 3 км. Альпинистские маршруты в скальном классе до 6 к.с. (цирк Царский трон, пик Лавинный, гора Обрез, пик Русь:) и несчетное количество менее сложных. Перевалы до 3А к.с. (Снежный, Гельфгата, Птичий, Пионер, Кодар, Гриф). А всего около 250 классифицированных перевалов.
Реки различной сложности. Высшая сложность препятствий на реках Каменная, Култушная, Халлас, Сюльбан. Более простые - Чара, Куанда, Калар, Витим.
Обьекты сталинских времен - Мраморное ущелье на реке Средний Сакукан, поселок на реке Сюльбан.
Удокан.
Множество минеральных источников. Перевал Клюквенный - 12 км. На Юг от ст.Новая Чара. Здесь в 1949 году Елизавета Бурова обнаружила месторождение меди, ныне одно из крупнейших в России. Поселок Наминга - здесь в 1966г. готовился ядерный взрыв для вскрытия медного месторождения.
Калар.
Вулканы (потухшие) - Аку, Чепе, Лурбун, Эймнах, Сыни, Трахитовый и т.д. в бассейне реки Эймнах. Горячий источник на реге Пурелаг.
Нарзаны - Мариинский, Золотой каскад, Плотинный, Травертиновый, Сыни в бассейне реки Эймнах ("Эймнах" в переводе с эвенкийского означает "ямы с горячей водой").
Куандинская долина.
Разьезд Балбухта - здесь в 1984 году произведена стыковка БАМа. Река Намаракит с озерами Малый, Большой и Новый Намаракит. В 1957 году здесь был эпицентр мощного землетрясения, после которого и возникло озеро Новый Намаракит.
Классические маршруты:
Кодар.
1.Ст.Новая Чара - село Чара (автобусное сообщение) - р.Средний Сакукан (Дорога в Мраморное ущелье по левому берегу реги Средний Сакукан. Из 35 км 25 можно проехать на машине. В верховьях Среднего Сакукана в районе старой гидрометеостанции можно встать лагерем. Там имеется баня. Оттуда радиальные выходы в Мраморное ущелье, на ледник Нины Азаровой.) - пер. Трех Жандармов (вид на высшую точку Кодара - пик БАМ (3072м.)) - пер. Медвежий - пер. Снежный. Обратно по дороге в Чару с заходом на Чарские пески.
2.1к.с.: Новая Чара - разьезд Сакукан - р.Верхний Сакукан - р.Бирокан - радиальный выход к пику БАМ - пер.Балтийский (1А, 2600м.) - Мраморное ущелье - Гидрометеостанция(ГМС) (баня) - р.Средний Сакукан - Чарские пески - село Чара.
3.1к.с.: Новая Чара - разьезд Сакукан - р.Верхний Сакукан - р.Бирокан - радиальный выход к пику БАМ - пер.Балтийский (1А, 2600м.) - р.Средний Сакукан - Мраморное ущелье - ГМС (баня) - радиальный выход на ледник Нины Азаровой - пер.Трех Жандармов - пер.Медвежий - пер.Снежный - пер.Мурзилка (1А) - р.Мурзилка - р.Апсат - Апсатский водопад - гора Зарод - село Чара.
4.разьезд Кодар (у Кодарского тоннеля) - р.Сюльбан - пер.Олений (н.к., 2000м.) - р.Лев.Сыгыкта - р.Ледниковая - радиальные выходы на ледники: Советских географов, Тимашева, Еловой - пер.Медвежий - ГМС (баня)
5.Возможны вариации с упором на такие направления как: р.Сюльбан, р.Верх.Сакукан, р.Ср.Сакукан-р.Апсат. Добавляя перевалы и увеличивая количество технических элементов можно увеличить сложность маршрутов до 3 к.с.
ЛОХМАТЫЙ ПЕС ПО КЛИЧКЕ МИША РЕГУЛЯРНО ВСТРЕЧАЕТ И ПРОВОЖАЕТ ПОЕЗДА НА МАЛЕНЬКОЙ СТАНЦИИ КАЛАРЫ ТАШТАГОЛЬСКОГО РАЙОНА.
Через станцию Калары в сутки проходит до 27 поездов, это пассажирские поезда, грузовые составы, снегоуборочная, ремонтная и обслуживающая техника. Однако пес безошибочно определяет пассажирские составы и подбегает только к ним. Многие проводники уже узнают добродушного пса и везут ему гостинцы. Согласно расписанию движения пассажирских поездов, пес Миша получает шестиразовое питание и полноценный сон, поскольку в ночное время приходит только один поезд.
Крошечная бурозубка - Sorex minutissimus Zimmermann, 1780
Семейство Землеройковые - Soricidae
Отряд Насекомоядные - Insectivora
Категория редкости -3. Редкий и малоизученный вид Внешний вид. Самое мелкое млекопитающее фауны Российской Федерации. Длина тела 30-53 мм. Длина хвоста 18- 37 мм. Масса тела - 1,5 - 3 г. Окраска меха двухцветная , спина бурая разной интенсивности, бока светлый, живот- белесый(1,2,3,9).
Ареал вида и места обнаружения в области. Типичный транспалеаркт. Бурозубка заселяет громадную территорию от Скандинавского полуострова до Чукотки и Камчатки (1,2,3,9). На севере граница ареала выходит за Полярный круг до зоны тундр, на юге и юго-востоке граница идет по Северному Казахстану, северу Монголии, северному Китаю и Приморью. Встречается на островах Японии и Сахалине. В Читинской области, обитает, по-видимому, во всех районах. Достоверно известно обитание на севере - в Муйской и Чарской котловинах (4), в Арахлейской котловине, в долинах рек Нерчи, Каренги, Тунгира, Олекмы (6,7). Один экземпляр был отловлен между с. Соловьевском и оз. Зун-Торей (8). Данные о численности и тенденции ее изменения в области. Вид очень редок по всему ареалу. Общая численность в области не известна. На севере области в Каларском районе средняя за сезон относительная численность вида колебалась от 0,4 до 1,3 экз./ 100 конусо-суток (Чарская котловина) и от 0,6 до 1,9 экз./100 конусо-суток (Муйская котловина), а доля вида в сборах мелких млекопитающих составляла ,соответственно, 1,1 и 1,8 %.
Данные по биологии вида в области. Один из наиболее политопных видов бурозубок (9). Диапазон местообитаний по градиенту высоты занимаемых бурозубкой в условиях области не велик и равен примерно 800 - 900 м (4). В верхнем поясе гор он ограничен подгольцовыми зарослями кедрового стланика. В долинах горных речек крошечная бурозубка встречается тольков их нижней части, обычно на участках близких к выходу речек из горного обрамления. В поймах крупных рек бурозубка заселяет окраинные участки, граничащие с террасами или подгорными шлейфами. Наиболее оптимальными местообитаниями в поясе горной тайги являются темнохвойные и лиственничные умеренно влажные леса , а также заросли мелколиственных пород и лиственницы с хорошо выраженным травяным покровом. Население вида в таких местообитаниях отличается сравнительно высокой численностью и мало изменяется по годам. Основу питания бурозубки составляют мелкие насекомые и паукообразные. Общая продолжительность периода размножения вида 3 - 4 месяца (5). За это время перезимовавшие самки приносят 1 редко 2 помета. Плодовитость вида очень высокая и составляет в среднем около 8 эмбрионов на самку. Молодые самки также участвуют в размножении, но их доля сравнительно не велика и составляет от 11 до13 % всех самок сеголеток. Молодые самцы в год рождения половой зрелости не достигают и в размножении не участвуют. Основные факторы , влияющие на сокращение численности. Численность регулируется внутрипопуляционными и экосистемными факторами. Рекомендации по сохранению. В особых мерах по охране не нуждается. Источники информации: 1. Громов И. М., Гуреев А. А., Новиков Г. А., Соколов И. И., Стрелков П. П., Чапский К.К., 963; 2. Гуреев А.А., 1979; 3. Долгов В.А., 1985; 4. Лямкин В.Ф., 1988; 5. ЛямкинВ.Ф., Ю.С.Малышев, В.М.Пузанов., 1985; 6.Очиров Ю.Д., 1968; 7. Очиров Ю.Д., 1968; 8.Фетисов А.С. и В.П.Хрусцелевский, 1948; 9. Юдин Б.С., 1989.
Последняя модификация 16.07.2000