Река Калар — правый приток Витима

Река Калар (в верховьях — Чина) берет начало в глубине Станового нагорья на склонах Удоканского хребта. Собственно Калар образуется от слияния рек Чина и Талакан.

С точки зрения выхода к исходному району для сплава интерес представляет только Чина, в долину которой ведет автодорога (зимник) из единственного (близлежащего села Чара — административного центра Каларского района Читинской области. Трасса зимника, начинаясь в Чаре и пройдя через базы геологов Наминга и Буршала, через 400 км с лишним выходит к станция Могоча на Транссибирской железнодорожной магистрали.

Чина вытекает из небольшого озера, расположенного в широком заболоченном распадке на водоразделе с реками Кемен (Нгевен) и Ингамакит, принадлежащих бассейну реки Чара. Чинское озеро лежит на отметке порядка 1750 м. Вытекая из него, река на протяжении 7—8 км, вплоть до крутого, почти на 90°, поворота на восток, имеет вид говорливого ручейка глубиной всего 15—30 см и шириной 2—5 м. Примерно посередине этого участка в долину реки через невысокий перевал с правого борта выходит зимник, связывающий село Чара с Могочей. В летнее время его с большой натяжкой мож но назвать дорогой. Это скорее направление, следы движения, облегчающие ориентирование. Отдельные непродолжительные отрезки зимника, похожие на проселочные дороги, перемежаются с длинными кусками болот, каменных осыпей, множеством бродов.

После поворота Чина выходит на простор Верхне-Каларской котловины, протянувшейся с запада на восток больше чем на 50 км. Ширина котловины в среднем 3,5—4 км. Дно ее, с удивительно ровной поверхностью, имеющей плавное падение вниз по реке, сильно заболочено и покрыто лиственничным редколесьем. Зимник все время следует вдоль реки. Каменистый на спуске с перевала, он, перейдя на левый берег, за поворотом уходит в болото. Дорога то приближается к реке, то уходит к подножию гор. Несколько раз на короткое время переходит на правый берег.

Через 10 им после поворота русло Чины целиком занято многолетней наледью, длиной около 3 км и шириной 0,5—0,6 км. Толщина льда 2,5 - З м. Река пропилила в нем узкую, глубокую щель. На поверхности наледи небольшие водоемы талой воды. Дорога продолжает идти левым берегом, обходя наледь по крутому склону горы. Характер Чины меняется мало вплоть до устья Амудиссы, хотя она и принимает несколько ручьев справа и слева. Здесь уже много воды, но часты ещё разбои на протоки и непроходимые мелкие перекаты, где вода течет еле покрывая камни, сплошь устилающие дно.

За наледью склон уполаживается, переходя в заболоченную низину. Дорога с трудом пробирается по кочковатому болоту от одного сухого островка к другому. Через 20 км она выводит к устью Амудиссы (левый приток — 471,5 км), берущей начало из системы живописных Амудисских озер. Сюда же подходит одна из ветвей зимника, которая идет из Чары, минуя Намингу. Лежащие на высоте около 1330 м озера находятся на расстоянии всего около 0,6 км от реки. Они богаты рыбой и дичью. При впадении Амудиюсы Чина имеет ширину 25 — 30 м и глубину от 0,5 до 0,7 м.

Примерно через 1 км в русле еще одна наледь, но значительно меньше предыдущей. Впадающие справа и слева ручейки пополняют Чину водой. Она становится мощнее, появляются отдельные порожки. Однако для сплава река пока мелководна, особенно в местах дробления на протоки.

Дорога, перейдя в районе устья Амудиссы на правый берег Чины, идет вдоль нее около 2 км по крутому каменистому склону, а затем, отклоняясь от реки, ныряет в огромное болото. Почти 5 км, до реки Дорос (левый приток), — сплошные кочки и наполненные водой промоины. Это, пожалуй, особенно трудный участок на подходе к месту начала сплава. Сама река спокойная, шириной 15—20 м, с глубинами 0,5—0,7 м. Дно валунно-галечное. Вброд переходится легко. После брода дорога поднимается немного вверх по склону увалов и становится суше. Участки болот встречаются редко. Длина их не более 500 м. Дорога, медленно набирая высоту, отклоняется в сторону.

Пройдя таким образом еще около 10 км, дорога прямо напротив устья Талакана (левый приток—462 км) серпантином сбегает по крутому склону вниз к реке. Сверху далеко вперед открывается панорама долины, сплошь усеянная валунами, между которыми проглядывает вода. Не видно даже намеков на единое русло. Ниже устья Талакана, вытекающего из неглубокой, но довольно узкой долины, река расширяется до 30—50 м. Глубина возрастает до 1—1,5 м. Это уже не Чина, а Калар.

Отсюда можно было бы начать оплав на мелкосидящих судах — надувных лодках и катамаранах. Однако одним руслам река течет всего 3—4 км, а дальше вступает в пределы большого расширения, которое так впечатляюще виднелось сверху. Калар разбивается, дробится на многочисленные мелкие протоки, усеянные галькой и валунами. Вода, текущая со скоростью 5 км/час, кипит на камнях. Поэтому надежнее планировать сплав еще на 10 км ниже, там, где в Калар впадает слева трупный приток Читканда.


vladimir11.jpg


Дорога в самом начале участка дробления уходит на левый берег. Пройдя немного вдоль реки, зимник окончательно откланяется от нее на юго-восток, к поселку Бурпала и дальше на Могочу.

От дороги вдоль правого берега отходит тропа. Она то идет непосредственно по прибрежным камням, то отдаляется от реки, обходя по заболоченным распадкам отдельные сопки. В общем, тропа заметна хорошо. Через 5 км, перейдя через несколько небольших, но бурных притоков, она спускается к Калару в районе устья Читканды (левый приток — 451,5 км), вытекающей из узкой и глубокой долины.

В этом месте Калар, упершись в хребет Бурпала, круто сворачивает на юг. Река входит в одно русло шириной 30—40 м, глубиной от 1 до 1,5 м. На протяжении 3—4 км от устья вдоль правого берега в русле много небольших лесистых островов. В низкую воду, когда пересыхают малые протоки, некоторые из них превращаются в полуострова. Здесь обилие спокойных бухточек и заливчиков. Места очень удобные для сборки судов, тем более что тут среди лиственниц на берегу и на островках много ели. Ниже она уже нигде не встречается.

Из средств сплава в путешествии по Калару следует отдать предпочтение катамаранным надувным плотам любой конструкции. На втором месте идут байдарки. Тяжелые рубленые плоты на Каларе не годятся: во-первых, долина его бедна подходящим строительным лесом, во-вторых, почти на всей длине реки встречаются мелкие перекаты.

Первые 26 км Калар имеет вид гирлянды. Река то сходится на коротких участках в одно русло со стремительным течением и большой глубиной, то разветвляется а ряд рукавов, в которых через каждые 500 м мелкий перекат. Вода тонким слоем разливается по гальке и даже в среднюю воду с трудом можно найти глубину 10 - 15 см. необходимую для плавания на катамаранах В 10 км от устья Читканды, в одной из узкостей шумит первый порожек (п-1). Участок заканчивается большим перекатом, отличающимся от всех предыдущих В реке текущей одним руслом, отдельными группами разброса ны большие валуны, рассекающие поток и создающие сливы со стоячей волной до 0,5 м

Перекат является прелюдией к верхнему I порожистому участку. Здесь на расстоянии 30 км насчитывается 10 небольших порогов (п-2-11) Первые 2 расположены до устья Каларского Калакана (левый приток - 410 км) а остальные 8 — между ним и устьем Амнунакачи (правый приток - 397 км). Эти пороги похожи друг на друга по характеру водной обютановки и построению. Все они приурочены к сужениям русла до 35-40 м, имеют длину 200 — 250 м с перепадом в среднюю воду до 1 м и начинаются, как правило, небольшими перекатами, отстоящими от входа в порог на 50 - 75 м. Русло в порогах загромождено отдельными хаотическии разбросанными камнями. Большинство из них торчат из воды до 0,5 м и хорошо заметны. Чистые проходы между ними хотя и составляют всего 3 - 5 м, но легко определимы с ходу, и пороги не требуют специальной разведки.

vladimir12.jpg

Исключение составляет последний порог этой серии, расположенный в 1,5 км от устья Амунакачи. Длина его 650-700 м. Он сильнее остальных засорен валунами и главное, осложнен крутым своротом реки направо у входа в порог. Путь сквозь него не просматривается с воды, и потому необходима пешая разведка. Провести ее удобнее по правому берегу. Заканчиваются пороги как правило, единым сливом, за которым образуются стоячие волны высотой до 0,7 м. Отделены они друг от друга небольшими участками быстротоков со спокойным течением, длина которых колеблется от 2—3 км в верхней половине участка до 0,5—0,7 км в нижней. С подъемом уровня воды лри дождевых паводках, которые часты на Каларе, характер порогов меняется. Уже при подъеме до 0,7 м почти все камни уходят под воду, и пороги превращаются в огромныс сливы с крутой покатью, за которой резко возрастает высота стоячих валов.

Ниже устья Амнунакачи горы плотнее подступают к реке. Калар начинает сильно петлять. Петли по 5—6 км с направлением течения то на запад, то на восток составляют одну гигантскую излучину длиной почти 65 км, тогда как по прямой всего 13 км. Калар, несший свои воды на юг, меняет направление течения сначала на северное, а потом на западное. В самую вершину излучины впадает один из крупнейших левых притоков — Джемку (353 км), который делит излучину на две части, различные по сложности прохождения. В верхней части расположена серия из 9 порогов (Верхний II каскад, п-12-20) и десятка перекатов. В нижней — всего одна шивера и 6 перекатов.

Распределение серии порогов по длине неравномерно. Первые 8, начинаясь сразу за Амнунакачи, следуют один за другим с незначительными интервалами. 9-й порог находится в самом конце участка, в 4 км от устья Джемку. Эти пороги схожи друг с другом, но отличаются от предыдущей серии: они образованы выходами в русло коренных пород приблизившихся к реке отрогов, а потому менее каменисты.

Длина каждого порога 150—200 м, ширина русла 40—45 м. Волнение, как правило, небольшое, стоячие волны до 0,5 м. Пороги этой серии отделены друг от друга короткими, спокойными и глубокими, до 5—6 м, плесами. Опытная группа может преодолевать эти пороги с ходу, так как все они хорошо просматриваются и имеют четко выраженные проходы. На некоторых порогах, расположенных на изгибах русла, образуется несильный навал потока, характерный, кстати, и для остальной части реки. Прохождение в дальнейшем будет одной из основных сложностей на большинстве порогов.

Ниже устья Орогочи (левый приток — 381 км) Калар успокаивается, скорости падают. Река течет между отвесными стенками, обрывающимися в воду уступом до 6 м высотой. Вокруг крутые склоны гор. До последнего, 9-го порога река представляет собой цепь длинных (2— 3 км), спокойных и глубоких плесов, разделенных короткими перекатами. Порог аналогичен предыдущим, но сильнее засорен камнями.

За устьем Джемку, начинаясь небольшим перекатом, гремят по камням мощная шивера. Она осложнена навалом потока на левый берег. Сила прижима прямо пропорциональна высоте уровня воды. При паводках шивера трудна для прохождения.

Дальше Калар до владения Чукана (левый приток — 325 км) имеет спокойный характер. Река сильно петляет.

Ниже, на участке в 7 км перед устьем реки Катугин, расположены 3 трудных для прохождения порога (п-21-23). Наиболее сложен первый (п-21), где с правого берега в русло на добрую треть его выступает скала, принимающая на себя почти весь поток. Сила боя возрастает с подъемам уровней. Отразившись от прижима, поток устремляется дальше среди разбросанных в русле камней. Волнение относительно невелико.

Два других порога прямые. В русле обилие торчащих и затопленных камней. Ширина реки здесь 40—50 м. Третий порог удобно расположился прямо в устье крупнейшего правого притока—реки Катугин (318 км). Ниже впадения Катугина на высоком берегу стоят рубленые домики гидрометеостанции Катугино. Она имеет постоянную радиосвязь с «материком». Здесь, по предварительной договоренности, можно пополнить запасы продовольствия на дальнейший путь. Полезно также получить справку о конкретных гидрологических условиях на реке и прогнозах на ближайщие дни, так как питание Калара, а следовательно и его режим непосредственно зависят от атмосферных осадков.

По мере спуска вниз по реке увеличивается площадь водосбора, что приводит к возрастанию амплитуды колебаний уровня. На Каларе ниже устья Катугина уже следует предвидеть подъемы уровня реки на 2,5—3 м. Дождевые паводки прокатываются по реке очень быстро. В течение одних суток уровень может подняться на 1 м и вернуться в прежнее состояние. Это объясняется большой скоростью добегания к реке выпавшей на склонах хребтов дождевой воды. Так, с Каларского хребта она приходит в район метеостанции по реке Калар за сутки, а по реке Катугин за 12 часов.

Ниже Калар становится мощным и широким. Долина немного расступается, горы уполаживаются и отходят от реки, имеющей в основном спокойный характер. Длинные плесы чередуются с короткими перекатами и несколькими порожками. На участке почти в 70 км до устья Чопкокона (левый притом — 250 км) их 6 (п-24-29). Они очень схожи между собой, образовались в местах перелома профиля дна. Камей немного. Все порожки имеют небольшой навал на прижимной берег.

Волнение невелико. Просматриваются пороги хорошо, и вполне можно преодолеть их с ходу. Однако при подъеме уровня воды характер водной обстановки значительно усложняется. При движении на гребне пика паводка необходим предварительный осмотр порогов. Ширина русла на этом участке колеблется от 70 до 1000 м, скорости—от 1—2 на плесах до 5—6 км/час на порогах и перекатах.

Ниже начинается очень сложный для прохождения участок. Длина его до выхода реки в Средне-Каларскую котловину около 70 км. Калар мечется здесь в поисках прохода между отрогами Удоканского (с севера) и Янканского (с юга) хребтов. Крутые склоны гор отвесно обрываются в воду. С них после дождей спадает в реку множество миниатюрных водопадов. Калар кипит и клокочет в узкой долине, ворочает камни.

Частые и мощные прижимы в сочетании с относительно большим падением (в среднем 1,5 м/км) и высокими скоростями делают Калар на этом участке строгой рекой. Дело осложняется тем, что обнести особо опасные участии трудно из-за полного отсутствия троп. Для этого пришлось бы лезть высоко в гору и траверсировать крутой сыпучий склон.

И в малую и в большую воду весь участок одинаково труден. В первом случае основным препятствием будут частые нагромождения в русле подводных и надводных камней, во втором — мощные навалы потока на отвесные скалы в местах крутых поворотов.

На первой половине участка, до впадения правого притока — реки Станнах (211 км) Калар как бы разгоняется, входит в силу. Здесь всего 3 порога (п-30-32), но добрая дюжина перекатов и 5—6 прижимов. Наиболее мощный из порогов — первый (п-30, длиной до 1,5 км) находится на прямом участке. В русле хаос камней и волн. Порог хорошо просматривается с воды. Наиболее сложный — второй порог (п-31, длиной 300 м) расположен на выходе из островного разбоя, где весь поток наваливает на выступающую в реку скалу. Третий порог (п-32) в устье правого притока Чукчуду (226 км) — относительно не сложен. Трудность заключается в преодолении перебойной струи притока, которая с силой наваливает на левый берег.

Вторая половина участка значительно сложнее первой. Всю длину ее, около 35 км, занимает грозный каскад порогов (п-3З-35)), шивер, перекатав и прижимов, который часто называют Бирямьянским, по имени реки Биримьяна (правый приток - 185 км), впадающей посе редине участка.

В Биримьяноком каскаде особенно неприятны двой ные Z-образные прижимы, когда река, отразившись от отвесной стенки одного берега, через 450—600 м с ходу наваливается на такую же стенку другого. В подобных местах шум воды переходит в водопадный гул, слышный за многие километры. Как правило, берег на прижимах противоположный навальному, представляет собой галечные отмели.

Вся трудность преодоления заключается в необходи мости на коротком участке при ширине реки 50—60 м. пересекать основную струю от берега к берегу, от отме ли к отмели. Сделать это непросто, так как уже в сред нюю воду скорость потока доходит до 15—18 км/час.

Как правило, середина потока чистая от камней: они тяготеют в основном к начальным скальным обрывам где чуть скрыты водой. Волнение сильное. Стоячие вол ны гуляют вдоль и поперек потока, достигая высоты 1 - 1,5 м.

Из трех порогов каскада следует особо отметить один, расположенный в 6 км от устья Биримьяны. По строению он очень схож с двойным прижимом, но имеет местное увеличение падения, что повышает скорость те чения до 25 км/час и способствует образованию стоячих волн высотой 2—2,25 м. Порог преодолевается с обяза тельным осмотром, для чего нужно пристать в начале галечной косы у левого берега.

Необходимо отметить что все препятствия Биримьян ского каскада имеют хорошие условия для осмотра и разведки. Кроме того, на большинстве из них для опытного водника вполне достаточно места для нужного маневра. Успех прохождения решается систематической предварительной разведкой и правильностью выбора пути движения.

Перед устьем левого притока — реки Сугунургут (177 км от устья Калара) долина резко расширяется, горы отступают к горизонту, и Калар выкатывается в пределы Средне-Каларской котловины. Скорость сразу падает, река успокаивается. Появляются крупные залесенные острова. Примерно через 20 км на правом берегу расположилось село Средний Калар: три десятка рубленых домов, сельсовет, правление оленеводческого колхоза им. С. М. Кирова, магазин, почта, посадочная площадка. Одним из основных средств связи местных жителей с внешним миром, особенно в зимнее время, наряду с авиацией, служат оленьи караваны. Через село проходит старый караванный путь с Витима: от Калакана на Чару. Часто используется нижнее течение реки, в большую воду доступное для плавания на моторных лодках.

Ниже села Средний Калар река почти 40 км до устья левого притока—Талакита (113 км) течет по заболоченной широкой низине. Окружающие горы отстоят от воды на 10—15 км. Ширина русла 130—150 м. Скорость в среднем 1,5—2 км/час. Берега покрыты лиственничным лесом с примесью тополей и берез, придающих ему особую теплоту.

Ниже Талакита Калар обступают низкие залесенные горы. Склоны их круто падают к реке, а порой образуют отвесные прижимы. Река начинает петлять, обходя множество сопок. Постепенно скорость потока возрастает до 6—7 км/час. В русле попадаются группы островков. Небольшие перекаты встречаются на 25-километровом отрезке до устья Октокита (правый приток — 71 км) и на 14-километровом отрезке между устьями рек Толор (левый приток — 34 км) и Джело (правый приток — 20 км).

В 5 км от устья Калара расположен последний на реке порог (п-36), самое сложное препятствие в нижней ее части. Он приурочен к большому островному разбою, Основная масса воды идет правой протокой, которая 400-метровой циркульной дугой огибает галечниковый остров. Левая, малая, протока наполняется водой только в большую воду.

Правый берег, образованный скальным обрывом, тоже имеющим форму полу окружности, увенчан напротив нижнего конца острова скальным выступом в реку— «бойцом». Идущий по дуге поток под действием центре бежных сил разгоняется и наваливает на «боец». Отразившись от него и изменив направление, он бьет прямо в отвесную скалу левого берега. Еще раз отразившись, поток через концевой перекат выходит в чистое русло Куйбышевские туристы метко назвали порог «Центрифугой». Проходить его надо, придерживаясь сначала кром ки галечникового острова, а затем (перед «бойцом») резко пересекать струю слева направо.

Последние 4 км Калар течет в узком коридоре (30-40 м), прорезая южные отроги Нижне-Каларского хребта, а затем мощным мутным потоком вливается в Витим.

Витим

Устье Каренги — устье реки Бамбуйка (левый приток — 804 км) — 262 км.

Сразу за устьем Каренги берега поднимаются. Однако горы выходят к воде только через 30 км. Отсюда вдоль реки то справа, то слева встают отвесные скалы, как бы срезанные рекой на поворотах. Некоторые обрывы тянутся на километры. Противоположный берег в таких местах пологий, галечный. В русле много островов, которые, как правило, разбросаны группами. Они низкие, поросшие лесом, с крупновалунными изголовьями, реже голые—галечниковые. В островах ширина реки с 200—250 м увеличивается до 400 м. При низкой воде малые боковые протоки пересыхают в верхней части, и вдоль островов образуются длинные и глубокие заводи, называемые на Витиме курьями.


vitim1.jpg


На этом участке реки нет труднопроходимых препятствий. Его весь можно проплыть при разведке с воды. Осложнения возникают только при причаливании к берегам. Это можно сделать не везде. Мешают прибрежные кусты, скальные обрывы, отдельные камни. Наиболее удобны для коротких остановок и бивуаков острова.

При очень малой воде сплав осложняется камнями, «вырастающими» на шиверах и перекатах, а также прибрежными бычками, крутыми поворотами, которые дают отраженную волну. При высоких горизонтах река представляет собой сплошной быстроток-стремнину со скоростями от 15 до 18 км/час. В протоках у островов, к которым приурочено сосредоточенное падение, возникает сильное волнение со стояками до 0,75.

Важно отметить, что если до устья Каренги шиверы и перекаты шли часто и основная опасность заключалась в возможности «продраться» на камнях или сесть на одну из полузатопленных каменных «избушек», то ниже на реке начинают властвовать стоячие валы. Река приобретает необычную мощь. Характерным явлением среднего течения Витима становятся улова—круговороты во-ды с обратным течением в местах глубоких вогнутостей берегов или после шивер и перекатов по бокам их сливов.

Плавание по Среднему Витиму требует постоянной бдительности, так.как стремительное течение и холодная вода любую, даже самую небольшую, аварию могут превратить в происшествие с весьма серьезными последствиями.

На этом участке Витим принимает свои наиболее крупные притоки: правые—Калакан (941 км), Калар (885 км) и левый — Ципу (851 км от устья).

Через 25 км ниже устья Ципы горы отступают от реки, долина расширяется и Витим выходит в Бамбуйскую котловину. Теперь по обе стороны низкие заболоченные берега уступом в 1,5—2 м обрываются к воде. Река, сохраняя быстрое течение, приобретает спокойный характер. Обходя галечниковые косы, она выписывает плавные, широкие изгибы. Много низких залесенных островов. Почти у каждого из них образуется небольшой перекат.

Еще 22 км — и слева подходит широкая (до 4 км) долина Бамбуйми. Недалеко от ее устья расположен пoceлок Бамбуйка.

Всего на этом участка 15 шивер и 42 переката.

Устье Бамбуйки — Парамский nopor (655 км)— 149 км.

Ниже устья Бамбуйки Витим еще около 12 км течет по котловине. Река широкая, с .быстрым, но спокойным течением. Берега низкие, залесенные. Много островов.

Потом горы, замыкающие котловину с севера, снова вплотную подходят к воде: Витим вступает в пределы Южно-Муйского хребта. Скалы стискивают мощную, многоводную реку до 150—200 м. Долина приобретает вид темного, глубокого ущелья, крутые, обрывистые берега которого сплошь покрыты осыпями разрушенных окал. Битам кипит и пенится на камнях, во многих местах заваливших русло. Такой характер река имеет на всем 50-километровом участке пересечения хребта.

Это наиболее сложная для плавания часть Витнма, где туристам предстоит преодолеть 8 самых бурных и опасных шивер. Характер водной обстановки на них целиком зависит от уровня воды в раке и может резко меняться даже в течение суток. По своему строению и условиям прохождения каждая из шивер требует особого подхода. Но все они имеют одно общее качество — чем выше уровень воды, тем легче обойти стороной основное волнение в главной струе, по которой для туристских судов прохода нет. При низкой воде, когда обнажается масса камней, слагающих русло, и усиливается волнение, некоторые из шивер необходимо обнести.

Через 8 км после вступления Витима в Южно-Муйский хребет первая шивера на реке — Большая коса (ш-11), длиной около 600 м. Здесь в русло вдается огромная галечно-валунная коса, огибая которую река делает большую петлю вправо. Шивера расположена в самой вершине поворота. Она имеет чистый проход от кам.ней посередине потока даже в малую воду. При высоких уровнях шивера превращается в быстрину.

Через 2 км вторая шивера — Широкая речка (ш-12), длиной 200—250 м. Находится она у самого конца правобережной галечной косы перед сужением. В большую воду почти незаметна. Шивера Большая коса и Широкая речка — самые простые на этом участке.

Через 5 км следующая шивера — Большая, или Верхняя Тузалинская (ш-13). Она принадлежит к шестерке самых мощных Витимских шивер, стяжавших печальную славу среди сплавщиков и местного населения.

Шивера расположена на небольшом левом повороте реки. В среднюю воду Витим имеет здесь ширину около 150 м. С правой стороны крутой высокий берег. Поток, отражаясь от скальных выступов, создает вдоль него сильное волнение. Оно постепенно затухающими валами прокатывается по всей ширине реки. Левый берег представляет собой большую галечно-валупную косу, на которую струя сильно наваливает. При спаде воды в русле обнажается много камней—«избушек». Они рассекают поток, создавая высокие, до 0,5 м, косо идущие стоячие волны и еще более осложняя условия плавания. Длина особенно опасного участка около 1 км. При прохождении шиверы надо стараться прижаться к левому берегу, остерегаясь, однако, навала на прибрежные камин. Чем выше уровень воды, тем меньше камней, торчащих из нее, тем дальше удается отойти от русловык «избушек» и волнения, вызванного скалами драяого берега, тем легче прохождение шиверы.

Шивера требует обязательной предварительной разведки. Для этого надо пристать к левому берегу в самом начале косы и, пройдя по ней, наметить путь движения по которому было бы максимально безопасным. Опытная группа при большой воде может допустить прохождение этой шиверы с ходу, с наплыва.

Через 4 км относительно спокойного плавания идет шивера Малая, или Нижняя Тузалинская (ш-14). По характеру она—точная копия своей «большой сестры», только в зеркальном отражении. Здесь происходит небольшой поворот в правую сторону, крутой скальный берег уже слева, а галечная коса справа. В малую воду коса, вдаваясь в реку, стискивает ее до 100 м. В русле из воды выступает много беспорядочно разбросанных каменных глыб. Волнение слабее, чем на Большой Тузалинской. Длина шиверы 600 м. Проходить ее надо вдоль галечной косы правого берега. Для этого после выхода из предыдущей шиверы нужно заблаговременно пересечь Витим. Совсем избежать волнения не удается. Уже па выходе придется преодолеть несколько невысоких, идущих от берега к середине, стоячих волн.

На следующих 6 км скорость течения Витима 10— 12 км/час. Вся поверхность реки, как оспинами, усыпана водяными «выпорами». По этим буграм в четверть метра высотой и диаметром от 2 до 3 м можно составить представление об огромной силе, таящейся за кажущимся спокойствием реки. Мозаика «выпоров» все время меняется. Поднимающаяся вверх вода с непреодолимой силой бросает туристское судно то вправо, то влево. Бороться с ее влиянием на курс безнадежно, и ничего другого не остается, как действовать сообразно воле потока, беря его в союзники.

Река с обеих сторон зажата крутыми склонами гор. Ширина всего 100—120 м. Почти всегда здесь дует сильный ветер. Если он встречный, то плавание здорово осложняется, особенно для надувных судов. Даже на байдарках с трудом удается держать нужный курс.

«Спокойная» вода заканчивается у устья реки Тулдунь (левый приток), впадающей в Витим двумя рукавами сразу за крутым поворотом вправо. В 0,5 км ниже, напротив старого прииска Многообещаюшая Коса, гремит шивера Тулдунская (ш-15). Длина ее около 1,5 км.

Правый берег на всей длине, шиверы - сплошные скальные обрывы. Под ними, занимая примерно треть реки, идет основная масса воды и образуется сильное волнение с большими пенистыми стоячими волнами высотой до 1,5 м. Волнение вызвано несколькимн донными грядами коренных скальных пород, выступающих в реку почти до середины. По правой части реки прохода нет ни для каких туристских судов.

С другой стороны в русло далеко вдается огромная галечно-валунная коса, полузатопленные и подводные камни которой создают сложную водную обстановку и на левой части потока. Но она значительно менее опасна, чем на правой. При низких и средних горизонтах воды шивера проходится вплотную к левому берегу, вдоль кромки галечной косы. Для определения этого пути обязательна разведка. С этой целью надо пристать к левому берегу сразу же за устьем Тулдуди, в начале валунной косы.

При подъемах горизонтов воды картина несколько меняется. В то время как под правым берегом стихия продолжает бушевать, по центру русла выступавшие из воды и полузатопленные камни уходят под воду, и поток здесь выравнивается. А вот у левобережной косы волнение усиливается. Поток начинает отражаться от валунов, образуя большие, до 0,5—0,7 м, косо идущие стоячие валы.

Кроме того, если паводок идет и по Тулдуни, то вздувшаяся река, впадая в Витим, рассекает его мощным направленным потоком почти на треть ширины, что осложняет подход и причаливание к началу косы. Поэтому при высоких горизонтах воды Тулдунскую шиверу предпочтительной проходить посередине реки, хотя и придется попрыгать по волнам.

Через 5 км на крутом правом повороте расположена самая опасная, по местным понятиям, шивера — Сивак (ш-16). Такую славу ей создали сплавщики, в течение многих десятилетий терявшие здесь свои грузы, а иногда и жизни. С точки зрения проводки больших судов и плотов это действительно так. Сивакская шивера — самая мелкая (глубина до 1 м) и засоренная камнями. Фарватер извилистый. Скорости три паводкак достигают — 18—20 км/час. Длина ее около 1,5 км. Для туристских судов, позволяющих обходной маневр мимо основного волнения, прохождение Сивакской шиверы не сложнее, чем Тулдунской.

Левый берег Витима в этом месте скальный, обрывистый, правый — низкая галечная коса, затопляемая по мере подъема уровня воды. Главный поток идет по центру, где и сосредоточено основное волнение. Уже в среднюю воду с правой стороны открывается широкий проход, спокойный, но мелкий и сильно засоренный камнями. Здесь единственный путь через шиверу. Чтобы выйти к нему, нужно сразу же после Тулдуни пересечь реку и идти вдоль правого берега. Чем выше горизонты воды, тем дальше можно отойти от волнения основной струи, идущей посередине, тем легче прохождение шиверы. Но совсем избежать его не удается, так как конечные валы занимают все русло реки от берега до берега.

Через 3 км Витим делает крутой, почти на 90°, поворот направо. Его воды, отражаясь от отвесной скалы высокого гольца на левом берегу, устремляются к следующей шивере — Благодатной, или Таисимской (ш-17), расположенной в 1,5 им за поворотом. Перед ней Витим несколько расширяется, чтобы эатем устремиться вперёд в бешеной пляске волн.

Левый берег у шиверы скальный, обрывистый, с несколькими «шпорами»—выступами .в реку коренных скальных пород, от которых образуется целый ряд косо идущих стоячих валов. Точно такие же валы идут и от правого берега, где .на поверхность выходят огромные плиты коренных скальных пород.

Шивера обманчива. На входе середина совершенно чиста и спокойна. Но всего через 800 м косые валы, отраженные от берегов, сходятся и, ошибаясь гривами, поднимают фонтаны брызг и пены. В этом хаосе волн, высота которых достигает 1—1,5 м, на байдарке легко перевернуться.

В большую воду шивера преодолевается под правым берегом над затопленной косой. Плавание относительно не сложно, несмотря на обилие камней. При низких горизонтах надо идти там же, но головную часть шиверы — 5 гряд валунов, придется обнести. Обнос всего 350— 400 м. Однако путь по мокрым и скользким камням труден, и эта операция занимает 3—4 часа.

Шивера Благодатная требует обязательной разведки. 2,5 км река течет «яопокойно», а затем туристов встречает последняя на участке пересечения Витимом Южно-Муйского хребта шивера Ивановская (ш-18).

Правый берег здесь высокий, обрывистый, левый— низкий, галечный. Основная струя идет под правым берегом. Слева довольно спокойно. Длина шиверы 600 м. В малую воду проходится, как все предыдущие, вдоль галечной косы. В большую — все камни затопляются, и шивера превращается в быстрину. Для плавания она не сложна, и опытная группа может допустить ее прохождение с ходу.

Через 3 им окружающие горы, достигнув наибольшей высоты, неожиданно обрываются, и Витим из узкой каньонообразной теснины выливается на простор Муйской котловины. После постоянного сумрака, царившего над ревущей рекой, море света и тишина поражают путешественника.

9 км река течет одним постепенно расширяющимся руслом, затем разбивается на три больших самостоятельных рукава. Основной — судоходной — является средняя протока. Ширина ее 1200 м.

Левая, шириной до 0,5 км, называется Старым Витимом и тянется параллельно основной почти на 20 км, дробясь многочисленными островами. Вправо от главного русла отходит третья протока длиной около 10 км. Она мелководна. Общий разлив Витима по низине достигает 5000 м.

Муйокая котловина относительно густо населена. Здесь находятся несколько селений. Основные из них: Толмачевский — база сплавщиков и лесозаготовителей, Муя — колхоз и аэродром, Неляты — бывшая складская база доставки грузов в Чару. Два первых расположены на левом берегу Витима, в районе устья Муи, последнее — на правом, в 20 им ниже по реке. Остальные селения—Опищыно, Дагобчан, Баргалино и Парамское — небольшие, всего несколько домиков. В Муйской котловине воочию убеждаешься, что такое граница часовых поясов.


Last Updated: 27 сентября 2000 года


На главную страницу


Rambler's Top100