From: "Karabin Boris" <mypt@yandex.ru>
To: grokhovs@imb.imb.ac.ru Date: Fri, 12 Jan 2001 16:29:50 +0300

Привет и наилучшие пожелания, коллеги-водники!

С удовольствием прочитал отчет по Калару. Сам долго присматривался к этому маршруту, но пока не сложилось, а здесь много полезной информации. Спасибо. Позволю себе сделать одно замечание: на таких маршрутах небезопасно ходить в сапогах, рекомендую гидрокостюм и кеды в качестве "мокрой" обуви. И легче и комфортнее, а уж про аварийные ситуации и говорить нечего. Есть у меня и просьба. Я сам – турист с довольно большим стажем, имею на своем счету и несколько довольно сложных походов, но вот такой район как Северный и Приполярный Урал как-то выпал из поля зрения. Сейчас начинаю обдумывать пеше-водный маршрут с посещением МаньПупыНер и ТорреПорреИза а потом со сплавом по верховьям Печоры. Судя по списку Ваших походов этот район неплохо Вам знаком. Буду весьма благодарен за любую информацию о транспорте, картах, режиме работы Печеро-Илычского заповедника и способах связи с его руководством. Может быть подскажете и другие интересные маршруты в этом районе. А если кого-то из Вас заинтересует такой маршрут, с удовольствием объединил бы усилия. К сожалению после распада нашего местного турклуба в начале перестройки стало очень трудно находить компанию для длительных походов дальше чем пресловутая Карелия.
В свою очередь готов поделиться тем, что знаю сам. Несколько маршрутов прошел по Алтаю, Саянам, Сибири, с детьми ходили по нестандартным маршрутам северной и восточной зон Европейской части России. Есть неплохие наработки в подготовке снаряжения и тактике.
С уважением Борис.

- - - - - - - -

Привет Борис!
Насчёт "гидрокостюм и кеды в качестве "мокрой" обуви" не согласен - теоретически, конечно, правильно, но в данном походе мы бы их в первые три дня, когда в основном прыгали по камням, изодрали бы в клочья, а потом шли бы голышом и босиком - кстати то же самое справедливо для Урала - большинство маршрутов там с подъёмом вверх на байдарках - без сапог там делать нечего. Лучше, кстати, - простые сапоги и сверху непромокаемые штаны с надёжными застёжками поверх сапог.
По большой воде, конечно, может и лучше гидрокостюм, но тащить его на волоке, да потом одевать-снимать... - в общем не спортсмены мы - путешественники...
Всю информацию по Уралу что была я выложил на сайт - так что добавить нечего. Куда летом - пока не решили - маршрут по Калару был у нас на пределе - у старых уже сил нет, у молодых - опыта.
Нет ли какого варианта байдарочного троечного маршрута, чтоб по ненаселёнке, по Алтаю, Саянам, Сибири?
Сергей

- - - - - - - -

Привет!

Спасибо, что откликнулись. По поводу моего замечания: в туризме очень мало незыблемых и непререкаемых истин и я не претендую на роль истины в последней инстанции. Но я хожу в гидре ок. 20 лет и не по самым простым маршрутам. Хорошо сделанная гидра весит 1.5 -2 кг, т.е. сравнима по весу с болотными сапогами. Поверх нее (и в этом соль) обязательно одевается защитный костюм из нетолстого, но прочного капрона (например - тормозника. Вес - 500-700 г). В таком виде абсолютно безопасно продираться через любые кусты, заготавливать дрова (когда встали на стоянку под дождем) и даже возиться у костра - мокрый капрон не горит и не плавится. Новые кеды спокойно выдерживают как минимум одну "пятерку", если их, конечно, специально не гноить. Поверьте, проверено неоднократно. На проводке по бечевнику можно одеть только штаны (если нет дождя). Куртку от гидры можно использовать и на пешке под рюкзаком, но я предпочитаю брезентовую штормовку. Моя первая гидра прожила ок. 14 лет (более 20 походов) и была заменена только ввиду полного истирания низа штанин. Для "детских" и пеших походов я тоже использую болотные сапоги в сочетании с непромокаемыми шортами, такой же курткой и шапкой-зюйдвесткой, но там, где предстоит идти на байдарке препятствия выше "двойки" я гидре альтернативы не вижу.
Безопасность и комфорт - это немаловажные составляющие для хороших воспоминаний (кстати по Вашему каларскому отчету были и еще странноватые для меня вещи). Еще раз повторюсь - во многом это дело привычки и я позволил себе это замечание только в качестве обмена опытом. Мне, например, всегда интересно как ходят коллеги. Нет-нет, да и найдется что-то интересное, что не грех взять на вооружение.

О маршрутах. (Я и сам ищу на лето маршрут примерно такого же уровня, т.к. для более сложных пока нет кампании, а до "тройки" я могу и автономно семьей сходить.) Из тех мест, где я был, могу порекомендовать Кову - приток Ангары в среднем течении. Это "тройка". Вода не слишком мощная, но есть технически сложные пороги (макс. до 4 к.с.), собранные в 5 каскадов. Мы прошли все, кроме одного слива - некому было посигналить на заходе (я его провел по бок. протоке. Мы были там вдвоем с женой на самоделке и я решил избежать риска сложного ремонта). Для группы проблем быть не должно. Примерно 270 км. Практически полная ненаселенка, правда по слухам примерно в середине маршрута реку должен был пересечь трубопровод - значит может быть и дорога.
К минусам отнес бы обилие мошки при одновременном недостатке мест для стоянок: выйти на берег очень часто - проблема. Стоянки в основном (особенно вверху) - на песчаных пляжиках у берега. Кроме того надо узнать, не построена ли сейчас Богучанская ГЭС на Ангаре. Если - да, об этом маршруте можно забыть. Для себя присматривал Песчаную на Алтае, Утулик и Снежную в Прибайкалье, Зун-Мурин в Саянах (но туда Вам, пожалуй - только на катамаранах), Сыню, Войкар и Хараматалоу на Урале (это Вы и без меня знаете). В принципе на байдарках можно идти Оку Саянскую в нормальную воду, но там сейчас сильно воруют и даже грабят. А так - хороший отдыхательный маршрут. Это - то, что пришло на память сразу. Если еще чего придумаю – обещаю написать. Буду и Вам благодарен за подсказки о маршрутах, таких же как и те - о которых Вы спрашивали. Меня устраивают и катамаранные маршруты - снаряжение есть. Всего хорошего.
Борис.

- - - - - - - -

Привет Борис!
Спасибо за информацию о маршруте по Кове - будем смотреть. А за сколько дней вы прошли? И ещё вопрос, если не сложно - а какой гидрокостюм лучше сейчас покупать в Москве, и где? - Может быть на Май попробуем - почти уговорили. И заинтриговали - какие вещи показались странными в нашем отчёте? В двух словах, если не сложно.

Привет! Рад, что мои усилия не пропали даром. Насчет Ковы: там еще надо внимательно посмотреть на отъезд. Как я помню мы вышли в Ангару, доплыли до деревни, где останавливалась "Заря" и на ней добрались до райцентра Карабула (ок. 200 км и 5 час. - пишу по памяти). Оттуда ходил пару раз в день автобус до ж.д. станции Таежный. (ок.50-60 км). Станция - конечная на местной ветке и оттуда раз в сутки (16-00) ходил поезд до транссиба(ок. полусуток ходу). Брали его штурмом (да, а сам поселок - вокруг зоны построен). Но это все было во времена относительного порядка. Как сейчас - не знаю. Весь маршрут (считая от Иркутска до Иркутска) мы прошли не торопясь, в свое удовольствие примерно за 16-17 дней. Наверное, можно было и быстрее, но зачем? Еще о маршрутах: пришел на память неплохой маршрутец для первичного знакомства с Прибайкальем - Байкал-Лена. Это байдарочная "тройка" примерно на 2 недели. В позапрошлом году там был мой знакомый - при желании можно чего-нибудь у него запросить. Будет время - пороюсь в своих бумагах, может еще чего вспомнится.

О гидре.

Вообще-то я все свое снаряжение делал сам (от лодок и до спецодежды). Однако сейчас времени все меньше... (Я даже опустился до такой крайности как поиски желающих сделать мне набор для новой лодки по моим чертежам, правда пока так и не нашел никого). Поэтому не могу сказать, что хорошо знаю рынок снаряжения. С новомодными неопреновыми гидрами вообще не встречался, но подозреваю (наблюдая за их владельцами в походах), что это не то, что надо. Я хожу в "сухой" гидре, состоящей из герметичных штанов-колготок до груди, герметично застегивающейся, но имеющей большой клапан для вентиляции (и никаких капюшонов!), куртке до трети бедра (чтобы перекрывала при надобности болотные сапоги - для пеших походов) и эластичного широкого пояса, уплотняющего разъем. Он одевается не всегда, а только на сложных участках, где есть реальная возможность долго полоскаться в холодной воде. Для нашего последнего сложного похода двое купили по моей рекомендации гидры в "Красном Солнышке", т.196-52-54 и были очень довольны. Насколько я понимаю в материалах, тот, из которого они были сделаны не любит солнца и об этом надо помнить. Но при аккуратном обращении это абсолютно не страшно. Под гидру обязательно одеваю шерсть с ног до шеи. Синтетика и хб не годятся - будет некомфортно. Обувь, надетая на ногу в шерст.носке и гидре не должна жать - замерзнешь. Нужны именно кеды, т.к. полукеды запросто смываются хорошей водой. Можно ходить и в ботинках, но хуже. Штаны защиты обязательно должны быть на поясной веревке, а не на резинке - иначе вода живо спустит их на коленки. Застегнутая гидра должна плотно прилегать к телу, но не пережимать и не стеснять движений. Защита должна быть более-менее облегающей, чтобы не цепляться ни за что и не допускать в гидру при прорыве большого количества воды. Если ее сделать аккуратно, она неплохо служит и "парадно-выходной формой" на подъездах и в походе, когда надо с местными пообщаться. В основном - все. Будут вопросы - отвечу с удовольствием.

Вдогонку - о материалах для гидры. Раньше использовали чисто резиновые тяжеленные костюмы аквалангистов. Они герметичны и не истираются, но очень плохо проводят тепло - как будто все время носишь на себе сауну. Хотя в межсезонье, когда на себе далеко ничего не надо тащить - очень даже неплохо. Потом народ ударился в другую крайность - сверхтонкие однослойные ткани типа "дождь". Они быстро протираются и начинают протекать, а даже когда не текут, ощущение - что сидишь в луже. По моему разумению (или как пишут интернетчики -IMHO) золотая середина - двухслойные (в смысле -два слоя резины) ткани типа старого доброго БЦУ (теперь -БЦЦ) или т.н. "чернухи". Я предпочитаю ткани, хорошо клеящиеся резиновым клеем из соображений ремонтопригодности в походе. ПХВ-ткани мало подходят, т.к. часто дубеют в холодной воде, легко при этом рвутся или трескаются и плохо клеятся (т.е. склеить то их можно, но получить прочную,но эластичную склейку - проблема, по кр. мере для меня). Ничего не могу сказать о новомодных Hi-pore кроме того, что читал пространные рассуждения о наличии большого числа подделок, существенных различий в строении сетки ткани, приводящих к быстрому истиранию и т.п. Все это навевает....
Об отчете напишу отдельно. Борис

- - - - - - - -

Привет!

Отправляю обещанные замечания. Не судите строго - не обиды ради писано, а пользы для. Будет любопытно узнать Ваше мнение. Борис.

Выполняю обещание написать о странностях Вашего отчета по Калару.
При этом прошу учесть, что я с одной стороны отнюдь не считаю свое мнение истиной в последней инстанции, а с другой - оно основано не на умозрительной абстрактной теории, а на многолетней практике, наблюдениях за собой и за теми, с кем ходил (к тому же я - бывший член бывшего МКК одного из, увы, тоже бывших турклубов). А вообще я предпочитаю учиться на своих ошибках только тогда, когда под рукой не оказывается никого другого, делающего эти ошибки за меня.

1. Первое, что бросилось в глаза - рули на байдарках. Руль незаменим в парусном походе, руль может быть полезен (но необязателен) на тихой воде и на озерах, но на горной быстрой реке, где нужны бывают сложные и быстрые маневры….? Если бы я был рекламщиком, я бы написал что-нибудь вроде: “Для меня снимать с байдарки перед походом руль - так же естественно, как чистить зубы, ходить в магазин за хлебом, пользоваться презервативом…” и т. д. и т. п. и др. И справедливость высказанного утверждения была Вами блестяще подтверждена.

2. Крепление чалки и спасконца, описанные в главе об оверкиле вызвали тихую дрожь. Слава Богу, что все обошлось. Я знаю случаи гибели туристов, запутавшихся в веревках на судне. Кстати, а все ли участники у Вас имели стропорезы. Там проскользнула фраза о том, что байдарки оказались намертво связанными, и если бы героическими усилиями капитана аварийного судна их не удалось развязать - они бы ушли вместе в следующую шиверу. Для меня иметь на себе стропорез , закрепленный так, чтобы не мешал, ни за что не мог зацепиться, но чтобы его можно было найти даже на ощупь и вытащить ЛЮБОЙ рукой - так же естественно, как чистить зубы, ….. (см. выше). А для чалки и спасконца должны быть карманы на деке. Не удивлюсь, если узнаю, что у вас спасконец крепился не позади второго гребца, а на самой корме, да еще к окантовке штевня. У меня сделано так: карман -позади второго гребца, (это позволяет спасателям грести под углом к натянутому спасконцу и быстрее сдергивать аварийщиков со струи); карман - двойной, чтобы карабин с легостью сразу попадался под руку и не запутался в веревке; спец. веревка передает усилие от спасконца на набор лодки; спасконец привязан так, что сначала выдается только его часть (на большой воде эффективнее утягивать аварийщиков на коротком конце), при необходимости дергается спец. веревка и начинает свободно отдаваться остаток спасконца (когда надо быстро причалить); наконец, есть еще одна снасть для аварийного отцепления своего спасконца от лодки, дабы не усугублять последствий аварии одной лодки килем второй. Причем описанные снасти сделаны цветными и с разными ручками, чтоб не перепутать при отдаче. Конечно, все это сложнее, чем просто засунуть комок веревки себе под ноги, но и результаты разные. И иметь такую систему на каждой лодке перед сложным походом считаю так же естественным как… (дальше Вы знаете).

3. Не менее естественно для меня привязывать ВСЕ вещи в лодке. Причем я это делаю даже в детских “единичках”. Перебор? Зато я никогда не одалживал ложек у соседей по реке( да и вообще ничего другого, тем более, что соседей может и не быть). Кстати, в сложных походах мы практикуем разброс посуды как минимум по двум лодкам. И еще: на моем чехле для котлов пришиты спец. петли для удобства привязывания. Тоже облегчает жизнь.

4. Уж если договорились идти тандемом - так и надо им идти и следить друг за другом. А уж если линия движения неочевидна - надо немедленно причаливать. Есть такой очень полезный прием - движение с переменной точкой причаливания (думаю - слышали). Рекомендую. А вообще - все вышеописанное - просто недостаток опыта и выводы из аварии описаны вполне нормальные. Просто многое можно было предвидеть заранее и тем самым избежать. Ведь есть два пути: создавать трудности себе самим или найти маршрут поинтереснее, но подготовиться. Как я понимаю и Вы и я предпочитаем второй. С наилучшими пожеланиями Борис.

- - - - - - - -

Привет Борис!
Относительно нашего разгильдяйства со страховкой - согласен полностью, относительно руля - не согласен. Но и то, и другое, увы - наш походный стиль, избавиться от которого уже вряд ли будет возможно - слишком большая практика.

Относительно руля. Вот что я уже писал раньше:

Мы ходим обычно на месяц по ненаселенке т.е. на каждого по ~ 25 кг продуктов, каждая байдарка весит кг под 300 - поэтому применяем не тактику слалома - оттабанивания от препятствия - нельзя (мы не Гераклы, увы), мы применяем тактику "динамического сплава": байдарки с рулем и рулевой колонкой у капитана, соответственно только положительная скорость, хорошо проклеенная шкура, чтобы в критической ситуации подставить корму под камень для выравнивания курса. О "динамическом сплаве" написано Г.Колосовым Альманахе “ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ”.
Выпуск 11. Москва, “Физкультура и спорт”, 1976. Стр. 133-139. Вряд ли у кого такой раритет есть - поэтому я отсканировал и поместил на сайт (www.seismic.geol.msu.ru/travels/ - "Техника сплава")

Андрей Чупикин, chupikin@got.mmtel.ru г.Москва

Сергей! "Динамический сплав" это, конечно, хорошо на перекатах и несложных сливах, но на многих порогах скорость и направление течения, может резко меняться на длине корпуса байдарки. Угадать там куда понесет корму с рулем в следующую секунду тебе не удасться (проверенно на шкуре собственной байдарки). Там надо быть гераклом, чтобы всегда идти быстрее течения. Чтобы оттабанить никаких сверхусилий не требуется, просто надо не пытаться грести назад, а ставить лопасть в воду у кормы под углом 10-15 градусов к оси байдарки. Так, почти не теряя скорость, быстро довернешь и уведешь корму от препятствия (если несет куда нибудь бортом). Руль совершенно необходим только на большой воде (озере, море, большой плес) при боковом ветре. Иначе одна из рук скоро начнет
отваливаться :).

Сергей - Андрею Чупикину,

Я как раз и говорю о не очень серьёзных реках - мы один только раз опробовали эту тактику на Кантегире и весьма неудачно, а потом дети пошли, сами постарели...
И, кстати, за все годы не встретили ни одной группы с такой тактикой сплава!
Но мне она нравится: ведь кроме течения, байдарка скатывается по реке под уклон воды - если скорость отрицательная - приходиться постоянно прилагать усилия для торможения. И если положительная скорость большая, достаточно капитану чуть оттабанить и байдарка может резко повернуть.

- - - - - - - -
Байдарка с рулём всегда должна иметь положительную скорость относительно течения. Переворот на Витиме - именно из-за того, что байдарка вошла в стояки на небольшой скорости, не смогла залезть на стояк, затормозилась и её постепенно поставило боком.
Я вообще себе не очень представляю, как можно заниматься водным слаломом на порогах на гружёном трёхместном таймене - это какую же силу надо иметь? Видимо поэтому сейчас байдарочный слалом вымирает - слаломисты пересели на каяки. Кроме того, руль значительно экономит силы - можно минут по 10-20 спокойно равномерно грести. И ещё психологический момент - с рулём байдаркой управляет только один человек - матрос должен только равномерно грести. Кстати, именно по этой причине мне не нравится катамаран - согласовать работу 4 или более человек весьма не просто - неизбежна ругань и выяснение отношений. Видимо поэтому время совместной жизни таких команд невелико.

Относительно страховки: увы, человек не только не учится на чужих ошибках, но и свои быстро забывает. Расслабились мы - по серьёзным рекам не плавали - последний оверкиль был у нас в летнем походе 10 лет назад (да, ещё были 3 года назад оверкили на майском на речке Осуге - меня там не было, была только младшая дочь).
Хотя к этому походу готовились долго - закупили две морковки, учились их бросать (до этого не знали, что это такое), но стропорезов у нас не было. Над бортами байдарок поставили по два надувных бревна, литров по 50. У меня они помещаются под “вторую деку”, которая закрывает всю деку и делает борт байдарки см на 15 выше, что существенно повышает устойчивость байдарки. Сплошных фартуков у нас не было - только спереди небольшие фартуки на липучках.
На днёвке вслух зачитывали и долго обсуждали 50-ти страничный талмуд о страховке. Все всё поняли, согласились, договорились..., но в день переворота всё сделали наоборот: поплавок к спасконцу привязали, но в предыдущий вечер он оторвался - привязать снова поленились, как и котелки, но главная ошибка - не остановились перед шиверой - хотели побыстрее, чтобы успеть просушить байдарки перед поездом, поэтому неправильно определили линию движения и при перевороте две байдарки отстали и ничем не могли помочь.
Date: Wed, 24 Jan 2001 10:10:59 +0300

- - - - - - - -

Привет, Сергей! "Наш ответ Чемберлену" в прицепленном файле tactik.doc. Буду рад продолжению общения. Хочу повнимательней изучить Ваши уральские отчеты и, надеюсь, Вы не откажетесь их прокомментировать, если будут вопросы. С наилучшими пожеланиями
Борис

Привет, Сергей!

Рад продолжению нашей переписки. Я в общем то хожу так же как и Вы: люблю ненаселенку, большие сроки походов, и на байдарках мне, увы, сверхсложные маршруты не по силам - я не "ТВТ-шник", а походник (и тоже не Геракл). Мой байдарочный уровень - III -IV (хотя сейчас я наверное в четверку уже и не сунулся бы без тренировочного похода). Из байдарок не сидел, пожалуй, только на "Саламандре" и "Ласточке", так что могу сравнивать. Насчет руля категорически не согласен с Вами и поддерживаю Вашего оппонента, мнение которого Вы привели в письме. Все время держать скорость (не только положительную, но и отрицательную) очень тяжело, да и не нужно. Лодка без руля отлично управляетя СОГЛАСОВАННЫМИ действиями экипажа (Sic!). Даже неквалифицированного матроса при наличии у него головы на плечах (а другие мне лично просто неинтересны) можно довольно быстро натаскать. Разумеется, необходимый минимум управляющих гребков надо знать. (Это так естественно...) Отвечаю за свои слова, ибо неоднократно и успешно этим занимался. Более того, согласованные действия экипажа при прохождении доставляют большее удовольствие, чем прохождение просто с "живым мотором" перед собственным носом. На упоминавшейся Кове для меня до сих пор самым эмоциональным остается прохождение Чембинских шивер (ок. 7 км быстротока, мелкого и с обилием камней, с кучей вариантов линии движения в нашу воду). Мы прошли их примерно за 40 мин. ни разу не коснувшись ни одного камня и не сказав друг другу ни одного слова! Именно потому и сложно набрать группу для сложного похода, особенно на катамараны, что люди мыслить должны одинаково. Не всегда ведь и команду в пороге успеешь подать. Оптимальной тактикой считаю движение со скоростью потока (или с небольшими отличиями от нее) и быстрые маневры там, где это необходимо. Даже груженный "Салют" на это способен и усилий тут много не надо. Опять же за меня - мой опыт т.к. мне часто приходилось вести смешанные экипажи и отнюдь не с олимпийскими чемпионками по гребле в качестве матросов. Просто надо не бороться с водой, а использовать её по своему усмотрению.

О литературе. Этот ВС у меня есть и статья знакома. Кстати, она тоже за меня и против Вас в смысле тактики. Есть и многое другое (моя туристская библиотека уже не вмещается в 4 полки). Была мысль выложить все это в Сеть, да сканера нет.
Борис.

Привет, Борис!
Закончил, наконец, делать фильм о летнем походе и могу повторить слова из статьи Колосова – во-первых, динамический сплав – это красиво – лучшие кадры – когда байдарка режет стояки, а не движется как щепка вместе с водой.
Я уже просто не представляю, как на байдарке можно плавать без руля – если вдруг он ломается, сразу приходится прилагать массу усилий для поддержания курса, а с рулём можно равномерно грести с крейсерской скоростью 4 км\час относительно воды.
Ещё относительно руля - дочь высказала главный довод, о котором забыл, за его очевидностью:
Руль всегда можно поднять - и получится байдарка без руля.
Теоретически, конечно, можно при перевороте зацепиться спасом за руль, но, из своего опыта переворотов, могу сказать, что подтаскивать байдарку к берегу как раз удобнее всего за железяки руля – ведь главное при этом не дать ей наполниться водой.

P.S. Посылаю весь текст – как насчёт того, если поместить его в конце нашего дневника – или в виде отдельного файла?

- - - - - - - -

Привет, Сергей! С большим сожалением констатирую: похоже, Вы не только не попытались задуматься над тем, что я написал, но даже и не прочли всего текста. В том наборе, который Вы мне переслали, нет моего последнего файла. На всякий случай высылаю его еще раз, хотя что-то мне подсказывает, что и эти и любые другие аргументы будут иметь одинаковый "успех". Аргумент же Вашей дочери совсем не так очевиден: поднятый руль мало влияет на управляемость только на спокойной воде. Достаточно "валов" высотой 30-40 см, чтобы он начал сбивать лодку с курса. Тащить же лодку за руль стоит только в том случае, если она Вам окончательно надоела и есть желание разодрать ее как можно основательнее. Для остальных случаев на походной лодке должна быть обвязка (опять же не любая, а для каждого типа лодки своя - оптимальная). Кстати, попробуйте-ка в аварийной ситуации зацепить карабин спасконца за руль, а не за обвязку и за него стащить лодку с сильной струи без ущерба для всех. Обещаю разыскать валяющийся у меня где-то руль от "Салюта" и подарить тому, кому это удастся.
Далее следует мой файл о тактике:

Привет, Сергей!

Вечером подумал о том, что написал Вам по поводу тактики и решил вдогонку кое-что уточнить, чтобы исключить возможность разночтений.
1. Почему статья в ВС "работает" против Вас, хотя и Вы и автор пропагандируете вроде бы одни и те же идеи? Колосов-то писал исключительно о большой воде, а мы с вами вроде как (по крайней мере в моем понимании) обсуждали потоки совсем другого уровня. На большой воде, где расстояния измеряются десятками и сотнями метров, а возмущения потока по своим размерам почти всегда превышают длину корпуса лодки (иногда - в несколько раз), такая тактика возможна, и то с оговорками. Ибо для сохранения управляемости рулем лодка должна иметь положительную скорость (и немалую!) относительно потока всегда, а не только в самом локальном препятствии. А поскольку на таких реках и длины препятствий соответствующие, то я бы так сказал: редкий Геракл догребет до середины длинного порога после длинной входной шиверы, а если и догребет, то скорее всего выдохнется, гикнется и весла отбросит. На большой воде нет камней, за которые так легко этим самым рулем зацепиться. Отдавая дань смелости и мужеству группы Колосова, все же считаю, что на большой воде байдарке не место. Видел я байдарки на Каа-Хеме, на Нижней Катуни, на которую ссылается Колосов, дважды был - там и в нормальную-то воду у нас катамаран с четырьмя неслабыми мужиками поганка прямо на сливе остановила, подержала, да и кинула поперек потока, причем не на самом сильном пороге. На Чуе некие питерские бравые молодцы пытались на байдарках идти. Итог: в первый день - 33 киля (на группу), во второй - 15. А после того, как у них из перевернутой лодки кормового отсосало и выплюнуло за несколько десятков метров от судна, они избрали, наконец, разумный “крайний правый вариант” прохождения, как я это называю, - Чуйский тракт. Есть и еще примеры из моей практики. Не место байдарке на большой воде!! А вот реки средней сложности - другое дело. Но и потоки там другие. В большинстве случаев размеры возмущений меньше длины корпуса судна, (говоря проще - на нос и на корму поток запросто может давить в разные стороны). Там часто бывает мелко и руль может застрять в камнях. Чем это чревато не мне и не Вам объяснять. И. наконец, на таких реках часто просто негде разогнаться - тесно. А совершать резкие маневры на той скорости, которая требуется для управляемости рулем - это опять же требует жутких усилий (гораздо больших, чем без применения такой техники) и филигранной техники при почти непредсказуемом, тем не менее, результате. И в такой ситуации руль не может по определению быть полезен, и, наоборот, по тому же определению явно мешает. Байдарка - уникальное по богатству приемов управления судно. И сознательно лишать себя большей их части, получая взамен только повышенную аварийность в 95% препятствий, реально встречающихся на реках средней сложности и сомнительный выигрыш на оставшихся 5% - ну, не знаю! Сам не буду и никому не посоветую.

2. Когда я написал о преимущественном движении со скоростью потока, я-то имел в виду прохождение шивер и технических порогов. А там, где линия движения хорошо видна и не требуется резких и частых маневров - там и я предпочитаю полные хода. Мощные валы просто и не представляю как иначе ходить на тяжелой промышленной лодке. Видел пару раз асов на самоделках (это я так по привычке называю то, что ныне зовется КНБ) - они валы ходили в каячной манере - лагом. Очень красиво, но я сам даже и близко не обладаю таким уровнем техники. 3. О слаломе в порогах. Подумайте непредвзято и, надеюсь, согласитесь: реально в пороге практически не бывает нужды в резких поворотах больше чем на 30-40, ну пусть 90 град. А такой поворот можно сделать за один согласованный гребок экипажа (если очень не повезет - за два), что вполне достаточно. А дальше - вперед, полный ход, наше дело правое (даже когда идем у левого берега ) и порог будет за нами! Разумеется, речь идет об управляющих гребках, а не тупой молотьбе воды взад-вперед.
Буду рад услышать Ваше мнение. Борис.

И последнее. Пытался читать Ваш отчет "Юньяха-Грубею-Лагорта-Войкар-Горная Обь - 1990". Честно говоря, ничего кроме глухого раздражения не поимел. Попробуйте представить себе какую полезную информацию может извлечь человек, никогда не бывавший в тех местах из следующих фраз? (далее - цитата, подчеркивания - мои):


19 июля 1990 г, четверг, 4 день, первые полдня подъема….
….Отплыли с обеда в 16:30. Прошли место прошлогодней ночевки. Долго спорили о месте прошлогоднего обеда. Ориентиры на Грубею по порядку снизу вверх:
1. Песчаные осыпи - обед 1989 года в 1998 году
2. Глубокий омут после быстринки, все зачерпнули сапоги в 1998 году.
В этом году воды гораздо меньше, сантиметров на 20. …

…31 июля 1990 г, вторник, 16 день, 2 день вниз. День рождения Андреича
Погода все еще хорошая. Утром без осложнений прошли порог. Появилась голубика, и все тут же объелись. Обедали на правом берегу, на хариуса никто уже смотреть не может. Через 40 минут после обеда встали на ночь на старом месте “у катамарана”…." (Конец цитаты)


Где расстояния, ориентиры, ходовое время, описания препятствия (то, что прошли без осложнений - это большая удача или просто название "порог" - чересчур для этого препятствия) !? Полагаю, даже для участников через некоторое время подобное описание перестанет представлять ценность (см. выше - спор о месте обеда), а для остальных - ее нет и сейчас. А это - очень жаль. Ведь единственное, что остается после нас - это память.
Вынужден закончить послание на этой печальной ноте и пожелать Вам всего хорошего в будущем. Борис

- - - - - - - -

Привет Борис! Файл в первый раз до меня действительно не дошёл.

О Дневниках.

“Дневник” похода и техническое описание маршрута – суть разные вещи. Наши дневники писались во время походов и потом никак не корректировались. Умышленно. Поскольку интерес они именно этим и представляют – как непосредственные впечатления от маршрута и о взаимоотношениях участников похода. Очень полезно для последующих выводов другим о том, стоит ли идти на эту реку, и нам о том, как в будущем избежать возникновение в группе конфликтов. Прочтите, кстати, дневник экспедиции по Илычу, написанный дедом Марины в 1911 году. Он интересен именно из-за присутствия мелких бытовых подробностей. Если бы он содержал только техническое описание реки, вряд ли его было бы кому-нибудь интересно сейчас читать.

О руле.

Ваше утверждение, что “руль может зацепиться за камни” говорит о том, что на байдарке с рулём в порогах Вы не плавали. Борис, я ведь, не учу Вас, как надо плавать на кате. У нас ведь уже (или ещё?!) не Страна Советов. За нависшие над водой кусты – действительно может зацепиться – но они, как и завалы, самые опасные для плавания на байдарках места, и избежать такой встречи может помочь высокая положительная скорость байдарки. Когда байдарку сильная струя несёт на препятствие боком, никакие усилия гребцов не смогут подтянуть её вверх по струе. При навале на препятствие избежать аварии можно только слаженными усилиями экипажа сохранять равновесие, отталкиваясь руками от кустов, или выпрыгивая на камни и медленно разворачивая байдарку вдоль струи (тут опущенный руль действительно может мешать).
Кстати, об опасности обвязки байдарок. Почитайте наш дневник по Воньге. Мы как раз там спасали спортсменов-слаломистов, у которых одна из байдарок зацепилась обвязкой за лежавший на дне реки старинный якорь и осталась под водой в пороге – хорошо хоть без экипажа. (Это шутка).

P.S. Так как насчёт того, чтобы это обсуждение поместить на нашу страницу?

o Последняя модификация 24.05.2001

На главную страницу


Rambler's Top100