http://groh.ru/halmer99/halmer99.html

1999 год.

Кожим-Хальмерью.

(Дневник похода.)


22 июля 1999 года. Четверг. 1 день. 1 день дороги туда.

Выехали из Москвы на поезде No 176 Москва-Воркута в 13-25. Очень жарко. На вокзале заставили взвесить вещи: 3 байдарки + 7 рюкзаков - 329 кг + 4 сумки ~ 20 кг. Ведем птичий образ жизни - все на верхних полках, только Марина с собакой на нижней боковой. Собака то же мучается от жары - лежит в проходе и через неё все переступают - теперь больше не вырастет.


23 июля 1999 года. Пятница. 2 день. 2 день дороги туда.

Весь день мучались от жары в вагоне с забитыми гвоздями окнами. Только к вечеру пересекли фронт с грозой. Проводники в поезде очень нервные и загоняют всех в вагоны за 10 минут до отправления со станций. И милиционеры то же нервные - чуть не отобрали нож у нас. Покупали воду в больших количествах и хлеб в маленьких.

через собачку-Кэри все переступали Изучали карты


24 июля 1999 года. Суббота. 3 день. 3 день дороги туда.
Координаты "Сана-Вож" N65o20'30'' E60o42'31''

Встали рано, задолго до станции - поезд опаздывает ~ на 40 минут (приехали в Инту около 6 часов). Спокойно выгрузились и стали ждать Сергея Куликова на "Урале". Совершили обход привокзальных магазинов (в количестве 3 шт.): масса сладкого, цены немного выше московских. Периодически лил дождь, а Чудиновы (наши попутчики) суетились. Где-то в полдесятого приехал "Урал", но первыми туда залезла группа мрачных пермяков, матерых (и матерных), в количестве семи человек - катамаранщики до "Желанного" на Балбанью. Особенно запомнился их сундук-аптечка, кг 15 весом, на котором почему-то запрещали сидеть.

Локи  Кэри

Потом загрузились и мы, а затем, ещё немного посуетившись, и Чудиновы. Всего в кузове было 22 человека. Самое главное - проехать пост у выезда из Инты, охраняемый ОМОНом. Выходил только Куликов со списком. Сразу после поста остановились. Куликов с шофером и с дружбанами на вездеходике с тремя х2 надувными колесами долго отмечали успешное прохождение поста.

Потом ехали с ухабами и небольшими остановками: у воды, у перевала, у брода. На перевале виды замечательные - Кожим внизу и Саледы под снегом.

Долина Кожима  Цветущий багульник

В пять часов вечера нас с Чудиновыми высадили у базы. Ругаясь по черному, что ему еще нас всю ночь развозить, шофер с пермяками уехал на "Желанный". Куликов с другом и сыном пошли разбирать катамаран, чтобы сплавляться по Балбанью и Кожиму.

Мы приготовили обед; было жарко и комаристо. Потом все стали ждать "Урал", единственные развлечения - посещение Балбанью и игра с Кэри. Часов в 8 приехал "Урал" с молодыми поляками, собирающимися на НАродную (сначала думали - эстонцы). По-русски знают "здравствуйте", "спасибо", "НАродная", "Желанный" и "я не понимаю по-русски". Но общий язык нашли, как только мы достали нашу двухкилометровку - "Смотрите, калорна мапа!"

Брошенная золотодобытчиками техника  База

Вечерело, собирался дождь. Серый не суетился, а Чудинов с Андреем и Мишей пошли договариваться с другим шофером. Почти договорились, но тут приехал наш "Урал" и мы поехали. Вначале все было хорошо, так как не тесно. Миша и Чудинов с навигатором и картой ехали в кабине. Однако оказалось, что шофер нас не понял и привез не туда. Вернее, сильно не довез. Ему сказали, что нам бы подальше. Сели опять, поехали. Тут началась страшная сила: шофер нервничал, и сильно гнал машину. При этом непрерывно ругался, Миша все это слышал. Кстати, до этого он сильно материл Туманова, с его артелью золотарей "Печора", испоганивших все берега Кожима. Оказывается, Туманову были выделены деньги на рекультивацию земли, но он даже сломанную технику с реки не вывез.

Наконец высадились, на отличном месте. Шофер мгновенно уехал, сказав, что сюда ещё никогда не ездил и больше ни за что не поедет. Место замечательное: левый берег, ровненький, чуть ниже галечная коса, струя, голубая яма и скала напротив, с орлами и орлятами. Время уже к полуночи. Сварили гречку, поели (рядом то же делали Чудиновы, а палатки стоят впритык их и наши) и залегли часа в 2. Завтра подъем свободный, так как день был о-о-о-чень длинный.


25 июля 1999 года. Воскресенье. 4 день. 1 день вверх.
Координаты лагеря N65o20'10'' E60o58'05''
Координаты начала волока на Лемву N65o18'39'' E61o00'13''

Приготовление завтрака  Бабочка

Подъем свободный, утро солнечное и теплое, желающие купались. Всё утро приходил Чудинов и всё просил привязать его к карте, но никто на это не сподвигнулся, Серый отговаривался тем, что "навигатор спит". В конце концов "навигатору" - то есть Мише, пришлось встать и привязывать.

Сбор байдарок  Сбор байдарок

Неспешно собрали байдарки и вещи, пообедали, молодежь пошла кататься на пороге "Оверкиль" и осматривать противоположный скальный берег и дырку в скале, где оказался чей-то бывший домик. Сделали кучу фоток. Потом вышли.

Чудинов  Катание на порожке

Шлось достаточно сложно, дошли до ручья, по которому идет волок на Лемву, по просьбе Чудинова отметили точку, подождали двоих из Чудиновской группы, вторично попрощались, зашли за поворот и там встали на левом по ходу берегу на ровной полочке. Наверху тундра и невысокие холмы. На ужин гречка и персиковая Зука со спиртом, а потом продолжительные дебаты на многочисленные темы. В ночи достали гитару и пели в тумане. Разошлись часа в два.

Проводка байдарок ''корабликом''  Проводка байдарок ''корабликом''


26 июля 1999 года. Понедельник. 5 день. 2 день вверх.
Координаты лагеря N65o19'05'' E60o59'16''
Координаты обеда N65o18'39'' E61o00'13''

Дежурили Таммы. Была пшенка. Вышли в 11-50. Погода солнечная, с ветерком. Река сложная.

Сфинкс Проводка байдарок 

До обеда прошли немного, стали на косе левого по ходу берега около скалы с ямой. Но рыба не клюёт, хотя и ловили активно, Лас чуть не потерял блесну. После обеда мощные пороги. В одном Маша чуть не потеряла байдарку. Её перевернуло набок и потащило вместе с Машей. Лас хотел ловить Машу, но она кричала "Лови байдарку!". Поймал, подтащил к берегу обоих, одна полная воды. Вещи плавали, но ничего не пропало (потом выяснилось, что подмок шербет). После этого шли долго и без приключений. Остановились опять на левом по ходу берегу, чуть выше, на другой стороне, стояли четверо катамаранщиков из Новомосковска, перед которыми мы в прошлом году устроили шоу на Лемве. Они идут на Балбанью (Восточную), потом по Хулге в Саранпауль. Может там встретимся. Около лагеря были скалы с пещерой, Аня ходила по горкам, а Лас с Машей побывали в пещерах (их оказалось две). Трепались, всходила огромная луна. Легли поздно, дежурят Лас с Машей.

Проводка байдарок  Проводка байдарок ''корабликом''


27 июля 1999 года. Вторник. 6 день. 3 день вверх.
Координаты лагеря N65o16'32'' E61o01'34''
Координаты обеда N65o15'01'' E61o00'29''

Встали, позавтракали и вышли как обычно, часов в 12. Соседи уже ушли. Погода опять хорошая. Пороги ещё мощнее, особенно перед Яротой, где Миша пропорол байдарку. Здесь стояли катамаранщики, которые сплавляются вниз от Каталамбию (4 человека и 1 мальчик). Они привязали нас к местности, так как мы ошиблись в подсчёте притоков. Сразу после порога остановились на обед, справа по ходу на узеньком берегу, выше уже тундра.

Проводка байдарок  Проводка байдарок ''корабликом''

Кругом ходили грозы, но нас миновали. Речка стала легче: плёс-перекат. К вечеру начались разливы. Пошли не тем рукавом, река всё мельче. (Надо было идти самым левым по ходу). В какой-то полусухой протоке нашли остров, там и заночевали. Периодически накрапывал дождик. Лас с Машей сходили в разведку, выяснили, что мы в целом скопище островов, а основной рукав слева по ходу. Ночью вспоминали стихи (Пушкин, Лермонтов, Бродский, Гумилёв и т.д.). Легли поздно.

Катамаранщики Цветущая брусника 


28 июля 1999 года. Среда. 7 день. 4 день вверх.
Координаты лагеря N65o13'05'' E60o58'34''
Координаты обеда N65o11'08'' E60o57'09''

Утром дождь и манная каша. Вышли как обычно (12-10). Немного распогодилось. Довольно легко вышли из островов. Река - плёс-перекат. Кое-где можно плыть. Видели на правом по ходу, коренном берегу чум, но не подходили. Много следов оленей и лосей. Обедали на косе с песочком, рядом впадает рукав Каталамбию (вроде). На обед, как всегда, салат из зелёного лука.

Роги Шишки лиственницы

Река собралась в один рукав и стала почти перекатом. Погода стала портиться: подул северный ветер, нагнал чёрные тучи. Там, откуда мы пришли, уже дождь. У нас капал, но мы его пугали плащами. Горы со всех сторон нас спасают от туч. Много радуг. После поворота на юг долина реки сузилась, погода совсем испортилась, холод, туман. Нашли Симпатичное место на левом орографическом берегу. С обеих сторон близкие сопки. Камень, мох, ягель, полоска леса с мягким мхом. Решили устроить днёвку.
Сверху по реке спустились на маленькой резиновой лодке двое питерцев, отец и сын. Оказались виртуальными знакомыми, читали наш дневник по Хальмерью 1975 года, но Хасаварку и Качающийся камень не нашли. Разделив с нами ужин, решили дальше не плыть, и поставили палатку рядом с костром. Серый поймал трёх хариусов, некоторые играли в ситуации допоздна.

Виртуальные знакомые  Цветы


29 июля 1999 года. Четверг. 8 день. Днёвка.
Координаты лагеря N65o09'21'' E60o52'10''

Погода прекрасная, ветер, но комары иногда появляются. Питерцы решили устроить полуднёвку. Все занимались кто чем. На обед пекли картофельные оладьи. Разделив с нами обед, питерцы поплыли к своему лагерю с заначенными продуктами (в устье Яроты).

В 20-30 по дороге, которая находится в 200 м от реки, прошла колонна из 5 машин к перевалу, но останавливать их не стали. Долго (часа 2 с половиной) пекли блины, одновременно беседуя о русском роке. Ужин был обилен (блины даже остались на утро). К блинам были поданы: 1) сыр, 2) арахисовое масло, 3) халва, 4) Zukо. Немного пели (Долина etc.).

Цветы Цветы


30 июля 1999 года. Пятница. 9 день. 5 день вверх.
Координаты лагеря N65o05'10'' E60o49'33''
Координаты обеда забыли отметить

Как всегда, поздний завтрак. Погода солнечная. Доев блинчики и похлебав геркулеса, потихоньку вышли. Река всё уже и мельче. По плану, хотим дойти до точки Кожим-5 (как потом выяснилось, это не Хасаварка, а устье Понью). Река - перекат с редкими плёсами.

Проводка байдарок  Проводка байдарок

Стало холодать и слегка накрапывать. Очень сильный ветер. Обедали на левом по ходу берегу на узкой полочке перед лесистой сопкой. Миша читал журнал "Если" с ложкой в руке. Всё ещё хотим дойти до Хасаварки. Но после обеда перекаты стали ещё мельче. Миша со своей лёгкой байдаркой с полихлорвиниловой шкурой проходил легко, Ласин с Машей двухместный "Таймень" - с усилием, а Серый волочил байдарку по камням на себе.

Проводка байдарок  Проводка байдарок

Резко похолодало, и наступил упор. Остановились на правом по ходу берегу у самой дороги (в надежде, что вдруг пойдет машина). Периодически капало. Из видного уже ущелья при впадении Хасаварки выползло облако в форме дракона. Старшие легли довольно рано, молодёжь долго разговаривала о толкинистских игрищах.

Проводка байдарок  Проводка байдарок


31 июля 1999 года. Суббота. 10-й день. 6-й день вверх.
Координаты лагеря N65o04'01'' E60o47'47''

Утром погода получше: переменная облачность, сильный ветер, прохладно, комаров сдувает. Людмила с Маринкой пошли по дороге, периодически подходя к воде. К обеду дошли до развилки дорог на верховья Кожима и Хасаварку и остановились на плоском левом по ходу берегу.

Прозрачная вода  Цветы

Вечером собрали байдарки. Пока ещё не был готов обед, прошла колонна машин с верховьев Кожима. Впереди вездеход из танка, потом лесовоз, грузовик, бензовоз и ещё что-то. Миша остановил первый трактор, подошёл и Серый. Обещали, что через день к вечеру поедут обратно и подвезут нас на Хальмерью, взяли задаток. Людмила ходила на горку, а Серый искать посёлок Хасаварку. Всё нашли и ностальгический камень грибком тоже. Вечером холодно, Серый ловил рыбу. Одного поймал, клёв начинается в час ночи. Вечером был праздничный ужин по случаю юбилея отсутствующего Андреича, пили корень, закусывали маслинами, говорили тихие добрые слова.

Миша читал журнал ''Если'' с ложкой в руке. Подмокший рупь


1 августа 1999 года. Воскресенье. 11-й день. Дневка.
Координаты ледяной штольни N65o02'32'' E60o48'46''

Утром встали неспешно. Позавтракали. Солнце, ветер, погода волочная. Все пошли на рудник. До Хасаварки идти около 2.5 км. Посёлок расположен в ущелье, сейчас - типичная ''Зона'' ''Сталкера''.

Зона  Зона

На горе жутко дует. Миша с Аней пошли выше на гору, а все остальные ринулись в отвалы, шурфы и штольни.
На самой вершине несколько наклонённых, сваренных из железных труб, могильных крестов. Шурфы на соседних склонах напоминают следы когтей, оставленных гигантским драконом.

Серый и Лас с Машей, включив принесенные с собой фонари, полезли в отработанную штольню - остальные остались снаружи - у входа слой ледяной воды и пройти можно только в сапогах.

Длина основной штольни около 300 м. В ней шесть перпендикулярных ответвлений, длиной несколько десятков метров. В двух ответвлениях вверх уходят шахты, вероятно, до вершины горы, метров на 50. У входа покрытый водой стой льда, из которого поднимаются вверх ледяные сталагмиты. Дальше температура отрицательная и все стены и потолок покрыты друзами ледяных кристаллов.

Хасаварка  Кристаллы льда

Потом долго рылись в отвалах. Маша и Лас нашли по аметисту. Долго собирались в кучу - то Миши нет, то Ани. Ветер дул страшный. Взяв у Ани камеру, Серый, Маша и Лас опять ушли в пещеру. Марина, Миша и Кери пошли в лагерь варить обед. Потом оставшиеся полезли на соседний склон к камню грибком фотографироваться.

 

Придя в лагерь, все вынимали из многочисленных карманчиков камушки, разбирали и разглядывали. Улов велик. Конец дня прошёл в чтении и отдыхе. Ветер дует сильный.
Вечером наблюдали летающие тарелки - облака и периодически освещаемую солнцем на фоне чёрных туч огромную глыбу кварца на вершине горы.


2 августа 1999 года. Понедельник. 12-й день. 2-й день ожидания вездехода.

Утром ветер, солнце. Серый, Лас, Маша и Аня снова ушли на Хасаварку. Остальные валялись в палатках. К трём Людмила сварила обед. Ближе к четырём пришли с рудника. Они долго искали кристаллы в отвалах и опять залезали в ледяную шахту, снимали и гадали, что же там добывали. Уходили неохотно, с мыслью о ненайденных аметистах.

В штольне  Кристаллы льда

После обеда собрали вещи и к семи (по-нашему) пришли к устью Хасаварки и стали ждать машины. Погода испортилась, пошёл мелкий дождь. Подошли сверху три молодых человека из Москвы, которые ходят по горам, интересуются камушками. Привязали их к местности, объяснили, как идти на рудник. Ещё долго общались обо всём на свете, особенно про животных. За это время зажгли костёр и сварили чай. Дождь усилился, машин нет. Ребята ушли. Погода переменчивая, то дождь, то нет. Собака мёрзнет, мы нет. В одиннадцать сварили кашу, потом помыли посуду, потом вскипятили чай. ''...Всё должно идти медленно и неправильно...'' В первом часу ночи не сходя с места, поставили палатки и легли спать.

В штольне  Кристаллы льда


3 августа 1999 года. Понедельник. 13-й день. 3-й день ожидания вездехода.

Встали поздно, позавтракали, далеко не расходимся, но и вещи не собираем. Погода без дождя. Жжём корни, читаем, слушаем радио, обед по расписанию, читаем наш дневник 24-летней давности.

Весь вечер пребывали в 10-минутной готовности, в ней же и поужинали, но надежду потеряли совершенно. Обсуждали возможные варианты сплава (по Кожиму или по Лемве). Тут у всех (особенно у Марины и Миши) начались слуховые галлюцинации - шум мотора в ушах. Все вышли на дорогу - слушать, только Лас призвал всех пить чай с халвой. Однако предчувствие нас не обмануло - вскоре показались машины. Кинулись собираться и побили все рекорды по запихиванию спальников в рюкзаки и снятию тентов с палаток. Но через пару минут (палатки были уже почти собраны), Миша, поговоривший с водителями, закричал, что, типа, не надо собираться. Выяснилось, что машины (их три) будут тут ночевать, а часов в 5 (по-нашему), двинутся дальше - в посёлок золотодобытчиков на Хальмерью (там строят шахту и общежитие на 50 человек), и захватят нас с собой. Правда, шофёра, с которым мы договаривались, не было, а начальник сразу сказал, чтобы спирт никому не давали.

ЦветокМашина

Погрузили байдарки на самосвал, допили чай, залили костёр и легли спать около часа.


4 августа 1999 года. Среда. 14-й день. 1-й день вниз. Координаты обеда N64o52'22'' E61o02'17''

Проснулись в 440, быстро собрались, погрузили рюкзаки и подождали, пока водители вскипятят чай на паяльной лампе. Все загрузились в вездеход, в ''салон'', где жутко пахло соляркой и со всех сторон торчало что-то железное, окошки мутные - ничего не видно. Так и поехали в железном ящике. Трясло, качало и ужасно гремело. Хуже всех было Ане и собаке. Средняя скорость около 6 км/час.

Залезли в железный ящик в железном ящике

Вездеход в колонне нужен для вытягивания бензовоза из болот, а самосвал вёз запасной трек для вездехода (и больше, кроме наших байдарок, ничего). Примерно через 1.5 часа выехали на перевал, где нас выпустили подышать. Кругом каменная пустыня и космический холод. Шофёры разговорились, пытаясь выяснить, кого везут - не шпионов ли. Снова загрузились и помчали вниз со страшной скоростью (до 35 км/час!). Скоро появился лес, и снова надо было вытягивать бензовоз. Ехать стало легче. Ещё через 1.5 часа нас высадили на реке в 2-х км от посёлка.

Немного ошалевшие позавтракали и собрали байдарки. Пошли. Река мелкая, ведём по одному, изредка короткие прямые участки, где можно плыть. Несколько мощных перекатов. Вскоре пообедали на правом берегу, напротив горки. По правому берегу, тундра с берёзкой и сопки, дорога переходит речку. Серый ходил на горку, принёс грибов, увидел на левом берегу огромный дом с оранжевой крышей. Отобедали и поплыли дальше. Мелко, у Миши в байдарке с новенькой ПВХ-шкурой тонна воды, всё время отчёрпывается. Прошли посёлок, долго искали место, чтобы не с видом на него и без болота, везде видны следы человека. В конце концов, запилили за пару поворотов и еле нашли место по правому берегу, метрах в 50 проходит наезженная дорога, хилые лиственницы и кедрики. Дежурили Лас с Машей, на ужин рис и грибной соус. Легли рано, так как встали очень уж давно.


5 августа 1999 года. Четверг. 15-й день. 2-й день вниз. Координаты лагеря N64o52'43'' E61o06'43''
Координаты обеда N64o52'29'' E61o09'41''

Встали не рано, подъем полусвободный. День солнечный. Проводили байдарки вдоль разрытых золотарями берегов. Вдоль реки идёт набитая дорога, по которой иногда проезжают машины. Видели карьер и в нём кучу техники. Обедали на маленьком островке. Аня набрала немного кедровых шишек (первых). Кедра по берегам много. Миша клеился. После обеда довольно быстро прошли Малую Тынаготу. Сразу за ней ушли не в ту (левую) протоку, пришлось разгребать русло. Река мелкая, воды очень мало. Миша с Мариной опять клеились, остальные уплыли вперёд и ждали на симпатичном месте с ягельными полянками и даже развели костёр. Но потом поплыли дальше, причём два экипажа (''Тундрик'' и ''Лямбда''), полным составом. Ищем место для дневки. Нашли на большой косе по правому берегу с крупными камнями и песочком в глубине. На нём поставили палатки. Место красивое - большой обзор, горки, поросшие лесом, впереди, на повороте, скалы. Видели первую звезду. Серый поймал хариуса и упустил, зато видел Большую Тынаготу. Говорили о литературе, легли поздно.


6 августа 1999 года. Пятница. 16-й день. Днёвка.

Бурозубка Цветы

На днёвке встали, как всегда, поздно. Серый утром поймал большого хариуса. Перед обедом Маша с Ласом пошли ловить рыбу на Б.Тынаготу и вернулись к обеду с мешком шишек (88 штук). Погода с утра хорошая - солнце и ветерок. Происходила всеобщая помывка. После обеда собрался хиленький дождик. Маша с Ласом мыли богатые волосы друг другу. Все залегли по палаткам - кто читал, кто спал. На ужин гречка с халвой. Как всегда, полночи трепались о какой-то ерунде.


7 августа 1999 года. Суббота. 17-й день. 3-й день вниз.

Утро солнечное. Проплыли Б.Тынаготу. Вдоль реки идёт хорошая дорога. Погода, как обычно, отличная. Хотели дойти до порогов. До обеда: плёс-перекат, мелкие порожки. Миша вспоминал анекдот ''быстрее, быстрее, пока не началось...''. До обеда и не началось. Обедали на огромной каменной косе. Серый в километре ниже поймал двух хариусов, и до окончания обеда, они с Аней поплыли вниз ловить дальше. После обеда Людмилу усадили в байдарку. Марина и собака продолжали идти по берегу. Характер реки не менялся. Но байдарки (кроме Серовской) стали течь, и приходилось останавливаться для вычерпывания и ''красную'' пришлось клеить.
Вечером до порогов не доплыли, но долина стала сужаться. Остановились на правом берегу за каменистой косой мелкий лесок, где отличные места для палаток, есть следы людей, но очень старые. Миша ходил на противоположный берег, там совершенно сухое болото, но есть немного голубики. Появились сосны. В лесу масса бабочек однодневок. Серый наловил много хариусов, жарили, коптили, собаке тоже досталось. Находимся на трассе самолётов, считаем их и определяем тип.


8 августа 1999 года. Воскресенье. 18-й день. 4-й день вниз.

Погода как всегда - отличная. Утром по традиции клеились. Сначала река была глубокая - настолько, что в байдарку посадили даже Марину с собакой. Спокойно плыли, ждали острова, за которым должны были начаться пороги. Прошли 2-3 шиверы и неожиданно влетели почти-что порог. Первым проплыли Миша и Маша с Ласом - не особенно удачно, а Серый вписался в единственно возможную дырку. Потом длинные полусухие шиверы пошли одна за одной, разделенные небольшими плёсами.
Обедали на правом берегу, на небольшой каменистой косе. Миша с Мариной как всегда клеились, а, поставив байдарку на воду после обеда, нашли ещё две дырки и остались клеиться дальше. Кэри игралась с огромным сучковатым бревном. Дежурили Маша с Ласом.

Сплав Сплав

Выплыли довольно быстро и только за тем, чтобы упереться в очень длинную шиверу с беспорядочно разбросанными огромными бульниками. Долго её просматривали, проходили и обсуждали пройденное. Поскольку такой тактики придерживались и впредь, а шивер и порожков было немало, продвигались вперёд довольно медленно. Марина и Людмила всё время шли по берегу, а Кэри постоянно переплывала бурные потоки и толкала байдарки, пыхтя как паровоз.

Неожиданно река свернула в узкое ущелье, появились скалки, а затем мы вплыли в долгожданный каньон: река зажата между холмами, скалы с обеих сторон, довольно глубоко и русло чистое. Но скоро правый берег понизился (относительно), обнажилась большая коса из огромных синих бульников, в конце которой что-то угрожающе громко шумело. Решили срочно встать, так как все устали и теряли внимание.

Сплав Сплав

Палатки поставили в лесу, костёр на берегу, большой плоский камень в роли стола, напротив - шивера и горка. Серый веселил народ, устроив водное родео: у него затащило и прижало кораблик к камню в центре реки перед порогом, а он поплыл его спасать на пустой байдарке. Очевидцы рассказывали, что байдарка вставала боком и вообще норовила перевернуться. Ходили осматривать порог. Душевно посидели вечером, за разговором съели все шишки.


9 августа 1999 года. Понедельник. 19-й день. 5-й день вниз.

Сплав Сплав

На завтрак было, как всегда, хорошая погода, и, что неожиданно, омлет из яичного порошка, кроме традиционной манки. Снимали бурозубку. Потом по очереди проходили порог.

Следующие порога четыре тоже просматривали и проходили по очереди.

Сплав Сплав

Каньон кончился, река стала пошире и, после последнего порога с небольшим прижимом, попадались только перекаты и шиверы. Долина стала расширяться. По правому берегу остановились на обед на больших камнях. За камнями лес, но кедров с легкодоступными шишками нет. После обеда плыли все вместе, ''красная'' опять ужасно текла. Клей кончается, резина то же. По левому берегу увидели домик и осмотрели его, там лыжи охотничьи на меху, побитая червячками оленья шкура и унты, и вообще явно посещаемое место. На крыше огромные лосиные рога. Кругом разбросано какое-то ржавое железо и остов раскладушки - видимо здесь когда-то была база геологов. Дальше плыли по реке практически не меняющий своего характера: плёс-перекат. Мише с Мариной пришлось опять залеплять дыры. Лас сходил вперёд и сказал, что там красивые скалы серого мрамора и огромная яма. В результате там и остановились с расчётом на днёвку, хотя и рано было совсем. Палатки поставили на косе на песочке. На берегу тоже отличные места, но, видимо, мощное половодье и ледоход этой весны повалили деревья на берегу, образовав естественный забор. Поужинали. Все разбежались кто куда, а Серый в это время выловил перед скалами на быстринке тайменя. Процесс был красив: из воды высовывались красные хвост и задние плавники. На крик серого выбежали Маша с Ласом, прикинули, что всего ~ 5-6 кг и произвели съемку. Миша сидел в палатке и слушал радио, так как сняли Степашина. Потом пришли Людмила и Аня, принесли немного грибов: подосиновиков и каких-то желтеньких, синеющих, похожих на моховиков. Серый засолил филе тайменя и повесил около костра повялиться. Из головы и потрохов сварили отличную уху на второй ужин. Интенсивно обсуждали политические новости, Миша регулярно проводил политинформации.

МишаТаймень


10 августа 1999 года. Вторник. 20-й день. Дневка.

Погода, как всегда, замечательная, Серый даже искупался. Усиленно чинили байдарки, клей кончился, осталось немного скотча и пластыря. В ''красную'', после разборки-сборки, подложили большой коврик под кильсон и первый стрингер. Совершили массовый помыв голов, Аня и опять Серый(!), купались. Серый поймал кумжу.

КумжаСкалолазание

После обеда замесили тесто на блинчики и Лас, Маша и Аня поплыли на другой берег лазить по скалам. Спустили верёвку до воды и по ней спускались, используя всяческие скалолазные прибамбасы. Машка долезла до воды, повисела, повисела, а забраться по свободно висящей веревке (уклон скалы отрицательный) не смогла. Лас её снял в байдарку. Аня застряла в экипировке чуть выше воды, так что её пришлось катапультироваться прямо в реку, только Лас сумел проделать всё задуманное: сначала вниз, потом наверх.

СкалолазаниеСкалолазание

Вечером долго пекли пончики с рыбой и блины. Миша опять проводил политинформации. Объелись и легли спать. Вода падает.


11 августа 1999 года. Среда. 21-й день. 6-й день вниз.

Погода как всегда. Сахар и чай продолжают заканчиваться. Плыли все вместе, только Марина с собакой - в основном по берегу. Проплыли ещё одну скалу (последнюю) - она выше нашей, но под ней нет ямы, и вообще место хуже. Характер реки резко изменился: берега болотистые, в основном низкие, река мелкая, перекаты галечные, на дне появилась тина. Но хорошие места для стоянок ещё есть - высокие косы с цветами. Серый на дорожку поймал довольно большую щуку вскоре после впадения пеки с неудобоваримым названием (там было два домика, но мы туда не зашли).

Остановились на обед на большой галечной косе, на правом берегу, возле большого древесного ствола.

Собака Сплав

Пытались наблюдать солнечное затмение, но после 2 небо окончательно затянуло, хотя гроза опять не собралась. Объелись макаронами с сыром, обсуждая мифы о затмениях. Наблюдался вылет жуков-усачей.

После обеда берега стали совсем болотистые. Спешили, отмахали ~10 км. Долго искали место для ночёвки. Видели лося, переходящего реку. Мх2 и М+Л сильно текли и последние переворачивали байдарку, чтобы вылить воду. До точки доплыли и заплыли за неё на 400 м. Остановились на левом берегу на низкой, поросшей травой каменистой косе. Мошки и комаров тьма. К ужину была колбаса и солёный хариус. Вечером прослушали политинформацию: в Дагестане настоящая война. Легли не поздно. До устья 10 км.


12 августа 1999 года. Четверг. 22-й день. 7-й день вниз.

Погода солнечная. После завтрака традиционную миску каши для Кэри поставили в воду для охлаждения. Вскоре довольная собака пришла к костру, а миска отправилась к океану. На неё уже почти махнули рукой, когда она обнаружилась на ближайшей мели. Поклеились, поплыли. Перекатов не было, были мели. Обедали км в 3 до устья на левом берегу на камнях. Перед обедом видели довольно близко лосиху, вышедшую на водопой.

Лосиха

Обед был разнообразным, но без макарон: колбаса, сыр, таймень и отличный омлет. Много говорили о еде. Голодаем так, что после обеда с трудом встали. Поплыли, останавливаясь каждые 40 мин, для отчёрпывания воды. Выплыли в Хулгу. Ширина реки ~100 м. Берега высокие, сухие, много кедров, но мест для стоянки не было - довольно крутые берега, дальше густой лес. Течение быстрое, иногда перекаты, на них скорость байдарок достигала 10.3 км/час. Рыба на дорожку не ловилась. Остановились в 11 км от устья Хальмерью, на левом берегу, на каменистой площадке. Много мошки. На ужин картошка с тайменем, после которых почти все залезли в палатки. Часа через 2 все внезапно вылезли, потрепались, поели кедровых орешков, распили Zuko, и залегли окончательно. Рыба плещется, но не ловится.


13 августа 1999 года. Пятница. 23-й день. 8-й день вниз.

Утром кончился скотч и пластырь. Осталась только синяя тонкая изолента, которая не клеилась. Течение довольно быстрое, встречаются перекаты, берега, в общем, высокие, много кедров. Начали встречаться моторки с хмурыми мужиками, которые не желали общаться. Мы решили, что это браконьеры и, видимо, были не далеки от истины. Гроховские, вырвавшись вперёд, остановились у могучего, очень красивого кедра, и Серый, залезши на него, кидался шишками, коих набрали целый накомарник. За кедром он обнаружил с берега совершенно не заметную захоронку: два ящика соли с высоленными рыбинами. После чего, умываясь, потерял лежавшие в кармане часы.

Плывём по навигатору. Очень жарко. Часа в два к нам на сдвоенной моторке подплыли молодые парни, при ближайшем рассмотрении неожиданно оказавшиеся рыбохотинспекцией. Помахав красной книжечкой и вежливо, но строго, досмотрев байдарки на предмет АКМов и лосиных туш, они сказали, что впервые видят дураков-туристов без оружия, и уплыли вверх по течению. Мы сразу встали на обед на правом берегу на травке у большого камня и небольшой косы. Непрерывно едим кедровые орешки и смотрим показания навигатора. За час проплываем примерно 6 км по прямой (или чуть больше). Обед сварили так быстро, что Серый не успел выкопать кедрик. Очень оперативно поели и собрались, так что Марина не успела покурить перед отплытием, небо затягивает, по берегам появились покосы. На первой же технической остановке Серый выкопал кедрик, который, как в кадку, посадили в обрезанную банку из-под сухарей и запихнули в нос байдарки. Начался мелкий дождь. Часов в 7 доплыли до МаньЮ, посёлочек находится напротив её устья. Всё серо и мокро, но Маша, Миша и Лас устремились в деревню за чаем, сахаром и молоком. К берегу пристал небольшой катер ''Град Березов'', с которого сошла куча ярко одетого народа. Вернулись ходоки со странной добычей: 2 бутылки очень слабого сладкого чаю.

Mx2 Mx2

Поплыли дальше с надеждой стать на ближайшем возможном месте. Характер реки резко изменился. Огромные унылые песчаные косы то слева, то справа, а противоположный берег высокий обрывистый с травой или густым лесом. С трудом, км через 3-4, в затяжном дожде, остановились на высоком берегу у стожка. Кроме дождя, полно мошки и комаров, а собака сломала молнию на нашей палатке - то-то будет ночка. Долго варился целый котёл фасоли, Серый сделал шоколадное желе на сладком подаренном чайку: голодание приобретает угрожающие размеры. Спать легли в дождь.


14 августа 1999 года. Суббота. 24-й день. 9-й день вниз.

Проснулись под шорох нудного затяжного дождя. Когда вылезли дежурные (Л+М), дождь усилился, поэтому была борьба за костёр, но в этих тяжёлых условиях завтрак был изготовлен. Тут и дождь немного стих. Позавтракали, собрали мокрые палатки и поплыли. Временами капает, моторки ездят, берега скучные. На технической остановке Серый пошёл искать ещё один кедрик, не нашёл, а вышел на другую реку - оказалось, мы остановились на слиянии Хулги и Щекурьи. Саранпауль уже виден.

К пристани подплыли в 1330. Оставили Марину с Кэри на безрадостном болотистом берегу и пошли в посёлок. Зашли в один из магазинов, напоминающий по форме чум, купили две из оставшихся четырёх батонов хлеба и сразу один съели. Всего в посёлке около 10 продуктовых магазинов. Посёлок довольно чистый, центральные улицы засыпаны гравием и сделаны деревянные тротуары. Довольно оживлённое движение легкового и грузового транспорта. Есть несколько знаков пешеходных переходов, около которых стояли и мычали коровы.

Задворками пошли искать аэродром - вышли на заросшее травой лётное поле. С трудом нашли здание аэровокзала, уворачиваясь от строящих новую дорогу бульдозера и сгружавших гравий самосвалов. Там сказали, что билетов на рейсовые самолёты (АН-2) на ближайшие дни нет, и посоветовали зайти к живущему в соседнем доме начальнику аэропорта.

Пройдя мимо любопытных кур и совершенно индифферентной собаки, нашли кнопку звонка. Начальник, как и полагается начальнику небольшого аэропорта, был весьма колоритен. Но ничего не обещал - сказал, что завтра с 8 часов будет на рации, и сказал зайти часов в 10.

Пошли к пристани, попутно заходя во все встречные магазины и отовариваясь в них. Повстречали старых знакомых - двух новомосковцев, которые на вопрос: ''Когда приехали?'', ответили: ''А мы ещё не приехали'', - мол, остальные в деревне собирают катамаран или что-то в этом роде. Новой информации от них не получили, равно как и на пристани, где стояло два безлюдных катера и ни одного человека. Когда пришли к байдаркам, всё стало совсем уж уныло, так как выяснилось, что кругом - сплошное болото, а над ним - тучи мошки. Серый предлагал переплыть на остров, и там встать. Долго выясняли, чего же мы хотим, а потом Гроховские поплыли на остров на разведку, а остальные вместе с ошалевшей от ожидания Маринкой пошли искать капитанов катеров.

На острове оказался большой скошенный луг, окружённый джунглями ивы - стоять можно сколько угодно. Потихоньку насобирали дров, развели костёр, а тут и остальные приплыли. Лас завёл знакомство с капитаном Града Березова, и тот сказал, что завтра он в 930 сажает финнов на вертолёт и подбросит нас до Берёзова, если не повезёт туда зам. администрации округа. Решили остаться на острове на ночь, а рано утром плыть на пристань и постараться примазаться к финнам. Сварили обед из купленных продуктов, к чаю был мармелад, которых было 42 кусочка, как по заказу. Обедали поздно, потом, когда дождь немного стих, поставили палатки - две на скошенной траве, а одну на полянке, прямо среди кустов ивы.

Цветы

Дождь шёл до вечера - то сильнее, то слабее. Костёр горел так же. Все сушились, трепались. Серый с Аней притащили большой корень, который горел слабо, но костёр от дождя защищал. Поужинали в 10 макаронами и консервами, напились чаю с сахаром, лимоном, печеньем etc. и легли спать, решив проснуться в 7. Дождь перестал, даже появились просветы, комаров не очень много, а мошки на острове почти не было. Всю ночь в Саранпауле работал движок. Перед сном жгли вещи, в том числе Серый - штормовку.


15 августа 1999 года. Воскресенье. 25-й день. 1-й день дороги обратно.

Встали около семи. Готовили завтрак на медленном огне и собирали рюкзаки. Погода заметно улучшилась: солнце, и, хотя небо покрыто серыми облачками, дождь не предвидится. Съели недоваренную, но сладкую пшенку, и в 830 переплыли на пристань, где начали собирать и сушить(!) байдарки. Кедрик упаковали в байдарку Ласа и Маши, шкуру которой оставили тут же. Где-то в конце процесса сборки пришёл ''Град Березов'' и высадил ''Инопланетян'' - так местные жители называли финнов. Те сразу подошли к нам, Серый и Миша ответили на пару их вопросов, после чего все они и Миша с Серым пошли на аэродром, а остальные закончили упаковку. Новомосковцы (теперь их четверо) стоят тут же, сложив рюкзаки в лодку.

Инопланетяне Новомосковцы

Серый с Мишей прибежали поперёк финнов к начальнику аэропорта, но тот сказал, что финны заказали самолёт на 12 мести и им самим не хватает, так что один из них летит на рейсовом самолёте, на который билетов нет, и, вообще, тише едешь - дальше будешь: ехали бы вы, ребята, на катере. На обратном пути они помогли преодолеть ''инопланетянам'' местные заборы и вернулись на пристань. Капитан сказал, что пока заправится, и будет ждать, а там видно будет. Сходили в магазин, пообщались с новомосковцами: оказывается, они и ''чернобыльцы'', с которыми мы сидели 4 дня в Шурышкарах в 1992 году это одно и тоже, и, вообще, мы могли бы постоянно пересекаться, так как ходим на одни и те же речки, и сели грызть шишку.

Наступила жара; устроили перекус с халвой и прочим. Катер ушёл на заправку, а когда вернулся, капитан крикнул ''Грузитесь!''. Быстро погрузились, мы - на нос, конкуренты - на корму, помыли сапоги, сидя на палубе и, свесив ноги в воду, и отчалили. Судно небольшое, но есть удобная и чистая каюта, где мы и обосновались. Перемежали чтение разговорами и стоянием в капитанской позе на палубе. Капитан, как водится, - колоритная личность: 34 года плавает по этим рекам, уже 3 года получает пенсию. Возит по реке начальника. Плавает в любую погоду, в шторм и ночью, хотя сейчас бакены ночью не горят, знает все перекаты, мели, протоки. Начальника своего хвалил: это благодаря его стараниям, Серанпауль, в частности, благоустраивается. Ещё говорил, что воду из Оби пить не стоит - особенно весной - можно прихватить печёночных сосальщиков.

Саранпауль Саранпауль

Наблюдали очень красивый закат и огромный заходивший месяц. Скорость корабля ~28 км/час. Под равномерный гул, сходный с самолётным, все заснули, опустив верхние полки в каюте. Ребята из Новомосковска спали в мешках на палубе.


16 августа 1999 года. Понедельник. 26-й день. 2-й день дороги обратно.

Поскольку на метеор в Берёзово мы не успевали, капитан посоветовал нам сойти в каком-то городе на ''И'', а оттуда доехать на автобусе до места, от которого ходит метеор до железки. Мы согласились и часа в 2 ночи, почти не спав, выгрузились на какой-то тёмный причал, по традиции, при свете звёзд. Причала, собственно, нет - так, куча моторок, и название этой местности (Игрим), мы узнали утром, по табличке. Почти все гуляли по ночному городу, нашли остановку автобусов на Нарыкары (нам, вроде, туда): 700, 1300?, 2030. Часов до 5 убивали время, грызя орешки и лёжа на байдарках в лодке. Рассвело, появилась чёрная, явно домашняя кошка, которая прыгала всем на плечи и всячески ласкалась. Не торопясь, перетащили вещи (до остановки около 1 км), молодёжь пошла по продукты на улицу круглосуточных магазинов (есть и такая) - опять накупили кучу еды и слегка перекусили. Город очень цивильный, но общественных уборных не наблюдается. Подошёл автобус ''Урал'' с пассажирским салоном. Все напряглись, но после 20 мин утрамбовывания байдарок и скакания по рюкзакам влезли все желающие, и ехали мы почти комфортно, только Маша, сидевшая на рюкзаке, поставленном стоймя, задевала головой крышу. Ехали 120, билет - 12руб., за груз не платили.

Подъехали к пристани в Нарыкары и выгрузились в некоторой спешке, так как метеор (Берёзово - Ханты-Мансийск) приходил в 850. Автобусы привязаны к речному транспорту: ходит ещё метеор в обратном направлении и какой-то теплоход(?) из Берёзово в Ханты-Мансийск. Однако погрузились спокойно, расположились в хвосте, поначалу совсем пустом и подремали 2 часа. Стоимость билета - 100 руб., а Кэри прикрывали, чем только можно и провезли бесплатно. Чуть не проспали остановку - станцию ''Приобье'' и посёлок Сергино. Перетащили вещи прямо на станцию (около 200 метров) и встали в очередь за билетами после новомосковцев. Жарко. Перешли на московское время, прикупили продуктов на привокзальной площади. Дальше не ходили, так как основной город, видимо, тут и заканчивается. Поели, вяло обсуждая дальнейший маршрут. После перерыва, оказавшись, наконец, у заветного окошка, изложили свои проблемы кассирше, и она подобрала наилучший вариант: в 1416 садимся на поезд до Серова (приходит в 638) и там пересаживаемся в поезд ''Серов-Москва'' в 1755, где места у нас будут подряд; с 28 по 35.

Все читали и ели купленные кедровые орешки (без шишек), засорив платформу не хуже отряда голодных бурундуков.

Подали поезд, и мы не спеша погрузились, идти было недалеко. Места, в общем, не плохие, но преимущественно верхние. Поели, легли спать. Хотели ещё устроить ужин, но все проспали сном праведников до 4-5 часов утра, кроме Марины, которую вечером третировали соседи, заставив надеть на Кэри намордник, что и было сделано при полном непротивлении обеих сторон.


17 августа 1999 года. Вторник. 27-й день. 3-й день дороги обратно.

Вагон, как всегда в последние годы, чистый, кипяток в избытке. Утром все были довольны жизнью, кроме Маши с Ласом, которые ходили страшно смурные, что остальные объясняли вставанием в 5 утра. Только на станции выяснилось, что ночью Локи доломал клетку, стоявшую на третьей полке, и удрал. В вагоне он не проявился, и М.+Л. на перроне под изумлёнными взглядами всех прочих, вскрыли свою байдарку. Там-то, в банке с кедром, среди понадкусанных корней и земли, крыс и обнаружился.

Выгрузились в Серове, расположились на скамеечках у вокзала в тени серебряных лыжников, одетых по моде то ли 30-х, то ли 50-х годов и приготовились ждать. Для начала обследовали все продуктовые киоски и выяснили, что самый дешёвый - магазин ''Привокзальный'', что в здании вокзала (весьма оригинальном строении с выпуклой крышей) есть ресторан, а рядом - кафе от него же. За вокзалом - симпатичный сквер, на решётках которого цифра 1896 - дата основания Серова, он же Надеждинск, он же Кабаковск.

Вкусно позавтракали в кафе (борщ, пельмени ручной лепки, беляши, напитки - всё отменного качества и не очень дорого) и пошли в город, искать книжный, оставив Марину с собакой охранять вещи - наши и новомосковцев, а также пустые бутылки каких-то вокзальных мальчишек, пришедших в ''зоопарк'' к Локи и Кэри, чем она явно не была довольна. Ходили часа два, посетив несколько магазинов и рынок на центральной площади. Единственный книжный - на ул. Луначарского в зелёном доме. Прикупив книг и арбуз, вернулись на вокзал, где открыли избу-читальню. Вторично поели в кафе, общались с новомосковцами, балдели от жары. В конце концов, сели в поданный к самым скамейкам вагон (последний, No17). Поезд оказался фирменным - на окнах занавески с кедрами, на полу - ковёр, верхние постели застелены, в туалетах - бумага. Народу мало, устроились с комфортом, поели и легли спать.


18 августа 1999 года. Среда. 28-й день. 4-й день дороги обратно.

Уральский хребет пересекли ночью, которые тут уже длинные. Сейчас за окном в предутреннем тумане живописные предгорья: на холмах деревни, на зелёных долинах пасутся стада тучных коров, по дороге везут цистерны, полные аммиака и мазута.

Рано утром проехали Пермь, стояли 44 минуты, вечером - Киров и Нижний Новгород. Жрали, читали прессу, гуляли, писали дневник, пели с конкурентами - новомосковцами. Серый купил грибы и повесил за окно сушиться. Вагон постепенно заполнился пассажирами, в том числе морской свинкой. До вечера общались с новомосковцами, обсуждая маршруты и контакты с местным населением.

Новомосковцы Дорога


19 августа 1999 года. Четверг. 29-й день. 5-й день дороги обратно.

Встали рано, умылись, почитали, попили чаю и приехали в Москву без опоздания. Распрощались с проводницей и новомасковцами, которых на перроне уже встречали. После чего все погрузились в такси, тут же узнав, что вчера поднялись цены на бензин, и отбыли домой.

Дорога Ярославский вокзал

o



Цветы Цветы



 СПИСОК ПРОДУКТОВ И МЕНЮ ДЛЯ ПОХОДА 1999 ГОДА

 Число походных дней - 20 
 Число дней в дороге - 0 
 Число байдарок - 3 

     Байдарка Gr-1
 1  -  49  лет М            
 2  -  49  лет Ж            
 3  -  21  лет Ж            
 Продуктовый коэффициент для байдарки  =  3 
 Коэффициент для волока  =  2.2 

     Байдарка Gr-2
 1  -  21  лет М            
 2  -  18  лет Ж            
 Продуктовый коэффициент для байдарки  =  2 
 Коэффициент для волока  =  1.5 

     Байдарка Tamm
 1  -  49  лет Ж            
 2  -  22  лет М            
 Продуктовый коэффициент для байдарки  =  2 
 Коэффициент для волока  =  1.6 

Общее число едоков -  7 , а число ходоков - 5.3 
 4 котелка -Gr-1
 1 котелок -Gr-2
 Крючья для костра -Tamm
 Половник -Tamm
 Топор -Gr-1
 Сковорода -Gr-1
 Гитара -Tamm
 Ножницы -Gr-1
 Аптечка -Gr-1
 Компас-Gr-1
 Скатерть-Gr-1
 Отвертка и плоскогубцы-Gr-1
 Брусок -Gr-1

 В байдарке Gr-1 6.55  кг снаряжения
 В байдарке Gr-2 .8  кг снаряжения
 В байдарке Tamm 3.35  кг снаряжения
 Общий вес снаряжения =  10.7  кг
 Общий вес продуктов = 104.81  кг
Вес продуктов в день на взрослого = 748.6428  г



 В байдарке Gr-1 вес продуктов и снаряжения = 43.6  кг
 Меню для  1 -й байдарки - Gr-1
     Ужин       Гречка    или Фасоль   + Соус   
     Завтрак    Манка    ( Сухое молоко)
     Обед       Вермишель + Тушенка   

 4 котелка - 3 кг
 Топор - 1 кг
 Сковорода - 1 кг
 Ножницы - .1 кг
 Аптечка - .6 кг
 Компас- .05 кг
 Скатерть- .3 кг
 Отвертка и плоскогубцы- .4 кг
 Брусок - .1 кг
 Блинная мука     - 1  кг    .66  руб.
 Обычная мука     - 1  кг    .46  руб.
 Соль             - 1  кг    .1  руб.
 Конфеты или сахар- 5  кг    5.2  руб.
 Индийский чай    - .75  кг  5.7  руб.
 Гречка    - 3.5  кг         1.96  руб.
 Вермишель - 3.2  кг         1.92  руб.
 Манка    - 2  кг            1.1  руб.
 Фасоль   - 1.4  кг          2.8  руб.
 Горох    - 1.4  кг          .42  руб.
 Подсолн. масло- 2.2  кг     2.86  руб.
 Тушенка   - 4.7  кг         16.44  руб.
 Сухое молоко- 2.3  кг       6.67  руб.
 Суп (1 п.=100г)- 1.3  кг    3.25  руб.
 Халва       - 2  кг         2.6  руб.
 Изюм/компот - 1  кг         2  руб.
 Сухари      - 1.6  кг       .64  руб.
 Соус   - .23  кг            .23  руб.
 Лук         - 1.2  кг       .6  руб.
 Крахмал     - .2  кг        .12  руб.
 Уксус       - .04  кг       0  руб.
 Сухие дрожжи- .04  кг       .08  руб.
 Специи      - .03  кг       .29  руб.
 Примерная сумма (по ценам 1990г.) =  56  руб.

--------------------------------------------------------------
 В байдарке Gr-2 вес продуктов и снаряжения = 29.4  кг
 Меню для  2 -й байдарки - Gr-2
     Ужин       Рис       + Тушенка   
     Завтрак    Геркулес ( Сухое молоко)
     Обед       Вермишель + Соус   

 1 котелок - .8 кг
 Соль             - 1  кг    .1  руб.
 Конфеты или сахар- 7  кг    7.28  руб.
 Индийский чай    - .75  кг  5.7  руб.
 Рис       - 2.8  кг         2.46  руб.
 Вермишель - 3.2  кг         1.92  руб.
 Геркулес - 1.7  кг          .79  руб.
 Топленое масло- 2  кг       7.2  руб.
 Тушенка   - 4.7  кг         16.44  руб.
 Сухое молоко- 2.3  кг       6.67  руб.
 Суп (1 п.=100г)- 1.3  кг    3.25  руб.
 Сухари      - 1.6  кг       .64  руб.
 Соус   - .23  кг            .23  руб.
 Какао - .2  кг              1.1  руб.
 Примерная сумма (по ценам 1990г.) =  54  руб.

----------------------------------------------------------------
 В байдарке Tamm вес продуктов и снаряжения = 30.7  кг
 Меню для  3 -й байдарки - Tamm
     Ужин       Гречка    или Полтавская+ Тушенка   
     Завтрак    Пшено     ( Сухое молоко)
     Обед       Макароны ( Соус   )

 Крючья для костра - .2 кг
 Половник - .15 кг
 Гитара - 3 кг
 Индийский чай    - .75  кг  5.7  руб.
 Гречка    - 3.5  кг         1.96  руб.
 Пшено     - 2.1  кг         .63  руб.
 Макароны - 2.8  кг          4.76  руб.
 Полтавская- 1.4  кг         .7  руб.
 Топленое масло- 2  кг       7.2  руб.
 Подсолн. масло- 1  кг       1.3  руб.
 Тушенка   - 4.7  кг         16.44  руб.
 Сухое молоко- 2.3  кг       6.67  руб.
 Суп (1 п.=100г)- 1.3  кг    3.25  руб.
 Халва       - 2  кг         2.6  руб.
 Изюм/компот - 1  кг         2  руб.
 Сухари      - 1.6  кг       .64  руб.
 Соус   - .23  кг            .23  руб.
 Чеснок      - .6  кг        1.5  руб.
 Спирт - 1  кг               0  руб.
 Примерная сумма (по ценам 1990г.) =  56  руб.

--------------------------------------------------------------
Суммарный список продуктов:

 Блинная мука      = .7   кг
 Обычная мука      = 1.4   кг
 Соль              = 2.1   кг
 Конфеты или сахар = 11.9   кг
 Индийский чай     = 2.24   кг
 Гречка    = 7   кг
 Рис       = 2.8   кг
 Пшено     = 2.1   кг
 Вермишель = 6.3   кг
 Манка     = 1.96   кг
 Геркулес  = 1.68   кг
 Макароны  = 2.8   кг
 Фасоль    = 1.4   кг
 Горох     = 1.4   кг
 Полтавская= 1.4   кг 
 Топленое масло    = 4   кг   
 Подсолн. масло    = 3.4   кг   
 Тушенка           = 14   кг        
 Сухое молоко      = 7   кг       
 Суп (1 п.=100г)   = 3.92   кг 
 Халва             = 4.2   кг     
 Изюм/компот       = 2.2   кг     
 Сухари      = 4.9   кг     
 Соус        = .7   кг           
 Лук         = 1.4   кг     
 Крахмал     = .14   кг      
 Чеснок      = .56   кг      
 Уксус       = .04   кг      
 Сухие дрожжи= .04   кг      
 Специи      = .03   кг      
 Какао       = .14   кг            
 Спирт       = 1.4   кг           

--------------------------------------------------------------
На одного взрослого прихoдится  2617  Ккал в день
В том числе белков -  64 г.;  жиров -  105 г.;  углеводов - 334 г.
 Теоретически должно быть:
Белки - 80-105 г.(45-55 животн.), Жиры - 90-120 (70-80), Углеводы - 350-500
 3-8 лет - 1500-1900 ккал, 8-12 лет - 2000-2400, 12-16 лет - 
2500-3500, Взрослые - 3000-4500 ккал

На главную страницу


Rambler's Top100